А откуда дети берутся?

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Вопрос полового воспитания ребенка является актуальным для родителей, педагогов, психологов. Есть и те, кто заявляет, что им никто ничего не рассказывал, но это не помешало создать крепкую семью, родить и воспитать детей.

Уже из подобных аргументов «против» четко выявляется главная причина негативного отношения к рассматриваемой проблеме родителей, то есть тех, кто должен начинать половое воспитание. Они чаще всего не имеют ни малейшего опыта в проведении полового воспитания, так как и им никто не говорил нужные слова в должное время.

Играет свою роль и недостаток специальных знаний в этой области у мам и пап, то есть они не знают не только того, как следует проводить половое воспитание, но и о чем говорить. Иногда на этой почве возникают парадоксы — учащиеся седьмых-восьмых классов оказываются более просвещенными в вопросах секса, чем их учителя (другой разговор, какого качества эта информация. Но для объективной ее оценки знания педагога должны быть и глубже, и научно обоснованы, иначе он не сможет ничего подросткам противопоставить).

Еще одной причиной негативного отношения родителей к этому вопросу является страх, что беседы на сексуальные темы вызовут преждевременный, а главное, нездоровый интерес к данной сфере. И большинство мам и пап продолжают считать, что задачей полового воспитания является привитие детям гигиенических навыков и ознакомление их с анатомо-физиологическими особенностями мужского и женского организмов. Подобные взгляды на половое воспитание лишают его самостоятельного значения, подменяя специфику педагогического предмета гигиеническими, медицинскими вопросами.

Кто за главного?

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что способствует становлению целостной личности, осознающей социальные и нравственные нормы, личные психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливающей оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно помогает развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери.

Нехватка у педагогов специальных знаний и методических указаний, как вести половое воспитание, приводит иногда к весьма своеобразному пониманию этой проблемы. Половое воспитание, как и любое другое, — не кампания, не одна-две лекции, тем более по «пожарному» случаю, когда что-то уже произошло, а постоянно проводимая, целенаправленно дифференцированная работа в зависимости от пола и возраста воспитуемого. Кто должен ее вести? Родители? Учителя? Медики? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Поскольку родители и педагоги не имеют достаточных познаний в данной области, их взгляды устремляются к медикам. Но и они не могут полноценно вести половое воспитание, потому что, во-первых, не обладают необходимыми знаниями по педагогике, а во-вторых, не располагают тем, что есть у учителей и особенно родителей – постоянными контактами с детьми.

Приглашаемые в школы от случая к случаю, врачи ограничиваются лишь несколькими лекциями. И еще один важный психологический момент – такие эпизодические лекции на фоне самоустранения родителей и педагогов от этой работы как раз и возбуждают нездоровый интерес и вызывают ажиотаж вокруг рассматриваемых вопросов.

Одной из основ успешного проведения полового воспитания (да и любого другого) является взаимное доверие воспитателя и воспитуемого. Понятно, что такого рода отношения между случайным для данной аудитории лектором и слушателями не возникнут, но могут и всегда должны быть между педагогом и учащимися, родителями и детьми. Моральная чистота, личностные качества воспитателя, его умение пользоваться научной терминологией, освещать вопрос с нравственных позиций, не опускаясь до голого просветительства, в конечном итоге предопределяет успех дела.

Весьма серьезной проблемой является современная «феминизация» школы. Она имеет две отрицательные стороны. Во-первых, недостаток в наших школах учителей-мужчин несомненно негативно влияет на формирование у юношей таких основополагающих черт характера, как мужественность, инициативность, спокойствие, упорство. Во-вторых, понимая, почему мужчины не идут работать в школу, юноши начинают меньше уважать труд учителя вообще и их самих, даже мужчин («Ни на что больше не способен, вот и держится за школу»). Как бы высоко ни оценивалось значение школы в половом воспитании детей и подростков, главная роль в нем принадлежит семье: и потому, что начинаться половое воспитание должно задолго до поступления ребенка в школу, и потому, что никто, кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами.

Конечно, неправильно думать, что подобными утверждениями мы хотим принизить роль или увести от ответственности третьего непременного участника полового воспитания – медиков. Но за ними остается несколько другая задача – совместно с психологами, учеными обучать педагогов и родителей тому, как вести половое воспитание, консультировать их по вопросам стадийного развития сексуальности человека. Недостаточность полового воспитания, а еще хуже его неправильность, отрицательно сказывается как на детях, так и на взрослых. В значительном проценте случаев дисгармония половой жизни в браке и самого брака базируется именно на промахах, допущенных родителями в детстве ребенка.

Половое воспитание, как и воспитание вообще, проводится дифференцированно с учетом возраста и базируется на том, что, в какой форме и каком объеме воспитатель должен довести до сознания ребенка. Для проведения правильного полового воспитания взрослым обязательно надо знать этапы сексуального развития малыша и уметь отличать нормальные проявления сексуальности от патологических.

Первые сведения о своей половой принадлежности ребенок получает очень рано, еще не научившись строить фразы. Прислушайтесь, как требует годовалый карапуз права на самостоятельность: «Ам, ам» («Сам») или: «Ума, ума» («Сама, сама»). К трем годам половая принадлежность уже осознается четко. Естественно, без всякой связи с сексуальностью, только под воздействием полового воспитания (хотя скажи маме, наряжающей дочь перед зеркалом и ласково шепчущей ей на ушко: «Ах, какая красивая девочка, как ей идет этот бантик» или провожающей сына в ясли: «Смотри, Андрюша, веди себя хорошо, не обижай девочек, ты же мальчик», что они занимаются при этом именно половым воспитанием, мамы сильно удивятся).

При проведении полового воспитания путем бесед и ответов на вопросы выполняйте следующее правила:

- доброжелательно и серьезно относитесь к любым вопросам ребенка. Категорически запрещаются окрики, обрывания, высмеивания, а тем более угрозы наказания. Если вопрос задается в неподходящей ситуации, пообещайте ребенку, что ответите на него, придя домой. Но обещание обязательно выполните;

- гарантируйте соблюдение тайны. Ребенок должен быть уверен, что любой его вопрос не станет известен другим детям или взрослым. К сожалению, не раз приходилось сталкиваться с иным – на перемене ученик что-нибудь спросит у учительницы, а она через несколько минут из педагогических соображений сообщает об этом всему классу;

- на все вопросы давайте конкретные и однозначные ответы;

- будьте последовательными и идите от простого к сложному, но на всех уровнях оставайтесь истинными. Нельзя, например, сначала утверждать, что детей приносит аист, а год спустя объяснять, как это происходит на самом деле. Имейте согласованную программу сексологического воспитания детей. Как минимум, в семье между обоими родителями, как максимум — между учителями, родителями и врачами. Программы-максимума можно добиться с помощью популярной литературы, совместного посещения лекций специалистов.

Для детей младшего возраста основой полового воспитания является устное общение со взрослыми, а также их собственный пример. Дружеское, любовное отношение к супругу (супруге), соблюдение границ дозволенности в общении при чадах, сдержанность в выражениях постепенно формируют у детей и подростков четкий стереотип поведения, который сохранится, когда они станут взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы данный опыт, вынесенный из родительской семьи, оказался положительным.

Наиболее распространенной ошибкой мам и пап является желание предупредить осознание ребенком элементов сексуальности, хотя дети, как правило, не вкладывают в свои вопросы того содержания, которое имеют в виду взрослые.

Наталия Витальевна Мягкова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

125 queries in 0,577 seconds