Адаптация в детском саду

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

«Детский сад — лучшее место на свете». Именно с такой установки следует начинать сборы малыша к пребыванию в этом дошкольном учреждении. Речь идет о психологической готовности родителей, а особенно мамы, к отделению ребенка, увеличению дистанции между ними.

Адаптация к детскому саду — очень серьезный вопрос, который волнует всех родителей. Многие дети становятся в период адаптации замкнутыми, тревожными, плаксивыми. Это естественное выражение эмоций, связанное с потребностью чувствовать себя защищенным и в безопасности.

Детский сад меняет всех членов семьи. Адаптацию проходит не только ребенок, но и близкие ему взрослые. Что же это такое, адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Кстати, помните, что после длительных перерывов (например, летних каникул) ребенок любого возраста проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать данный период менее болезненным, важно уделять малышу в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее. Какие шаги окажутся полезными?

Доверителные беседы

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он посещал его. Например: «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду тебе будет очень удобно, там все приспособлено для детей: маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Это как специальный городок для детей. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют, узнают много нового на специальных занятиях».

Позитивные настрои

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить туда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. «Я горжусь тобой. Ты уже такой взрослый, что можешь ходить в детский сад».

Домашние игры

- «Как это будет». Что хорошего произойдет в нашем доме с появлением детсадовца? Позитивное фантазирование о том, что изменится в жизни каждого члена семьи, когда ребенок будет ходить в детский сад, какими успехами сможет поделиться малыш с домочадцами (радовать новыми стишками, танцами, выученными к утренникам) и т.п.

- «Дорога в детский сад». Нарисовать, что может встретиться на пути, и обязательно, какой будет обратная дорога. Хороший вариант — игра на ковре: выложить, выстроить реальные объекты пути, обратный путь проложить иным маршрутом.

- «Твой день в детском саду». Ролевое проигрывание режимных моментов: приход в группу, игры с детьми, кормление, укладывание спать, приход родителей. Полезно меняться ролями с ребенком, чтобы он побыл в роли воспитателя: встречал, кормил, укладывал, возможно, успокаивал «капризного малыша», которого играет мама или папа.

Освоение новых территорий

- Прогулка в соседний двор, где раньше не гуляли. Обучать ребенка умению знакомиться с детьми, обмениваться игрушками, играть самостоятельно, не мешая другим.

- Уезжать на две-три остановки от дома и возвращаться обратно пешком. Проговаривать, как интересно видеть новые места, примечать и описывать, что находится вокруг, делиться впечатлениями от увиденного. Соревноваться, кто заметит больше новых объектов, цветов.

Особенный домашний режим

Необходимо заранее перестроиться под распорядок детского сада. Режим для маленького ребенка — залог его здоровья, активности и хорошего настроения.

Постепенно в течение лета подстраивайте распорядок дня ребенка к режиму детского сада:

- пробуйте поднимать его утром не позже, чем за один час до выхода в детский сад;

- желательно кормить ребенка в то же время, что и в детском саду;

- немаловажно приучать ребенка есть молочные каши, запеканки, хлеб с маслом, на обед съедать и первое, и второе блюдо;

- сдвиньте дневной сон на время, в которое он проходит в детском саду. Лучше, если ваш малыш будет спать не менее одного часа или хотя бы полежит после обеда;

- старайтесь укладывать ребенка на ночной сон не позже 21 часа.

Первые дни в детском саду:

- в первый день приведите ребенка на два-три часа. Можно взять с собой «кусочек» дома — любимую игрушку. Желательно далеко не уходить, быть в зоне доступа воспитателя (чтобы при необходимости по звонку можно было быстро вернуться);

- очень важен второй день. Уходит эффект новизны, возникают слезы. Покажите малышу, что вы рядом, вернетесь, как только сможете. Но говорите это твердо, уверенно, не сомневаясь;

- в течение всей недели акцентируйте: «Я за тобой обязательно вернусь», «я тебя непременно заберу, а пока поиграй с ребятами». Долгие прощания-обнимания вредят в первую очередь ребенку;

- продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему со словами на тему: «Я вижу, у вас сегодня ожидается интересый день».

В это время дома:

- обязательно разговаривайте с ребенком о том, что было в детском саду, что понравилось, запомнилось, с кем успел познакомиться;

- если замечаете, что ребенок напряжен, устраивайте игры-разрядки (подушечные бои, домашний мини-бокс), что позволит ребенку освободиться от мешающих ощущений скованности;

- эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени, компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, ласкайте. Скажите крохе: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, я тоже по тебе. Но ты молодец, у тебя все получится! Так всегда бывает, когда пробуешь что-то новое. А потом ты обязательно привыкаешь и тебе становится интересно»;

- в выходные обязательно поддерживайте режим детского сада. Пробуждение, кормление, прогулка, дневной сон должны быть приближены ко времени детского сада;

- старайтесь щадить нервную систему ребенка, не перегружать информационным наполнением, не меняйте резко привычный образ жизни (дальние поездки, много новых впечатлений, знакомств).

Чего избегать? Что не поможет, а помешает?

1. Не пугайте ребенка детским садом: «не умеешь завязывать шнурки, а в детском саду некому будет это делать за тебя», «не ешь суп, а в детском саду тебя никто ждать не будет»;

2. Не обсуждайте при ребенке свои опасения по поводу детского сада: «как же он будет там один», «справится ли он самостоятельно»;

3. Не раздражайтесь по поводу неоправданных родительских ожиданий. Помните, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками, шум, громкие разговоры сверстников его раздражают. Он если и умеет сам есть, раздеваться, то делает все медленнее других. Это накладывает свой отпечаток на его адаптивные возможности. Такому ребенку необходим более длительный срок привыкания к новым условиям и действиям. Стеснительным или часто болеющим детям необходимо в середине недели устраивать выходной. При этом имейте в виду, что длительные перерывы (от семи-десяти дней и более) затягивают и значительно осложняют период адаптации.

Посещение детского сада – это важнейший шаг в социализации ребенка. От приобретенных навыков общения и взаимодействия во многом зависит его успешность в будущей жизни. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир. Успехов вам и вашим детям!

Нонна Леонидовна Казмирова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

125 queries in 0,579 seconds