Бизнесигры: отдых или развитие?

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Одним из самых естественных способов общения с миром для ребенка является игра. Она имеет особое значение для личностного, познавательного, поведенческого развития малыша. Начинаются игры с младенческого возраста, в определенные их виды продолжают играть и взрослые. Так что игры сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Существует огромное разнообразие игр – спортивные, интеллектуальные, компьютерные. Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые, или бизнесигры. Они имитируют реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность и несут в себе большой обучающий потенциал. Детям (и мальчикам, и девочкам) деловые экономические игры очень нравятся. Взять, к примеру, классическую игру «Менеджер», в которую можно играть всей семьей. События, возникающие в процессе ее раскручивания, развивают многие деловые качества (например, умение принять решение и нести за него ответственность, собранность, сосредоточенность, умение выигрывать и проигрывать, прогнозировать рыночную ситуацию), которые пригодятся детям уже во взрослой жизни. Еще эта игра дает азы математического анализа и учит считать деньги.

В бизнесигре все роли – это роли деловых людей: предпринимателей, сотрудников важных подразделений крупных корпораций, юристов, страховых агентов. Примеряя их на себя, дети легко перевоплощаются и погружаются в игру. Поэтому, играя в бизнесигры, ребенок приобретает уникальные навыки, а сама атмосфера создает ощущение того, что все происходит «понастоящему».

Практическая польза для ребенка от участия в бизнесиграх

Вопервых, это профориентация. Есть игры, которые погружают детей в мир определенных профессий. Например, «Кадровый вопрос» дает возможность узнать о новых профессиях на рынке труда, познакомить с конкурентоспособными специальностями, развить навыки целеполагания и планирования. Часто при создании и проведении бизнесигр консультантами выступают профессионалы из конкретной области; они помогают ребятам извлечь как можно больше опыта из мероприятия и лучше понять профессию. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных специальностей и сделать более осознанный выбор. Таким образом, деловая игра для подростков может стать важной отправной точкой в принятии решения, связанного с профессиональным выбором.

Вовторых, оценка себя и своих возможностей, то есть того, «что я могу делать хорошо», а «что не очень». Существуют специальные бизнесигры для подростков, направленные на то, чтобы участники могли оценить свое умение работать в команде, предпринимательские качества, креативность. Так как оценка происходит во время игры, это делает всю процедуру легкой и непринужденной, без интенсивного стресса, который обычно сопровождает любую оценку качеств. Знания о возможностях помогают детям понять свои сильные и слабые стороны, чтобы иметь возможность развивать их. Таким образом, бизнесигра для старшеклассников является стимулом для саморазвития, а для более младших школьников – выбором профильного класса.

Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.

К примеру, бизнесигра «Волшебный магазин» позволяет ребятам задуматься над своими жизненными ценностями и сравнить их с идеалами других людей. Кроме того, дети могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учебой и школой. Ребята учатся понимать, что люди имеют разные ценности в жизни, разные человеческие качества, которые оказывают определенное влияние на формирование характера, личности.

Обучаемся, играя

Бизнесигра – моделирование процессов и механизмов принятия решений. В такой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия.

Для бизнесигры характерно:

жизненность и типичность ситуаций;

регулярное повторение задач и процедур;

конфликтность. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы;

отсутствие полной информации, то есть принятие решения в условиях неопределенности, риска;

влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;

действующие лица: участники и ведущие;

наглядность последствий принимаемых решений;

определенные правила и регламентация игры.

Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать личное решение.

В деловой игре можно научиться:

• проектному мышлению;

• эффективному взаимодействию в команде (устанавливать хорошие отношения с людьми, находить компромиссы и при этом не терять своей собственной цели);

• эффективной конкуренции и сотрудничеству;

• успешному ведению и завершению сделок;

• навыкам ведению переговоров (инициативность, лидерство, умение принимать решения);

• личностные качества, такие как доброта, искренность, веселость, смелость, отзывчивость;

•публичному выступлению.

Приступая к бизнесигре, необходимо знать порядок ее проведения. Для начала ведущий должен помочь участникам понять цель игры и основные правила. Далее он делит участников на группы, оптимальный размер которой четырешесть человек.

Участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами), обсуждают ситуацию в группах. Задача ведущего – управлять работой групп, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Игровой процесс предусматривает анализ ситуации, принятие решения, его оформление. Затем идет подведение итогов игры, анализ деятельности групп, оценка эффективности работы участников и групп в целом, а также вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации.

Пример бизнесигры «Министры и конструкторы»

Ее цель: приобрести опыт умения договариваться в конфликтных ситуациях, находить возможные варианты решения, развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Продолжительность игры вместе с обсуждением 40 минут.

Описание упражнения: группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – министры, другая – конструкторы, придумавшие летающие велосипеды и обратившиеся к министрам с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача конструкторов – убедить министров принять нужное им решение. Задача министров – по возможности заявку отклонить или потребовать от конструкторов дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями.

Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:

Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать министерское решение?

В каких случаях отказывать было сложнее?

Как звучал самый примитивный отказ?

Как выглядел самый блестящий отказ?

В чем особенность внутригруппового взаимодействия сторон в обеих ролях?

Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?

Родителям на заметку

Игра является неотъемлемой частью жизни человека. Для ребенка в дошкольном возрасте она не только забава, но важное и серьезное дело. Игра помогает ему познать окружающее пространство, развить внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Для школьников бизнесигра – это возможность развить творческие и ораторские способности, лидерские качества, сделать правильный выбор профильного класса, будущей профессии, научиться взаимодействовать в команде. Но при этом бизнесигра, как и любая другая, – это увлекательнопознавательная деятельность. Играя в деловые игры, родители и дети смогут больше узнать друг о друге, интересно провести время. В процессе игры и ребенок, и взрослый человек получают огромное удовольствие.

Иногда можно услышать мнение, что игра в нашем скоростном, перенасыщенном информацией, прогрессирующем мире пустая трата времени. Однако, это большая ошибка! Никакие развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта, уверены психологи. Отсутствие правильного игрового опыта ведет к эмоциональноличностной примитивности, неразвитости воображения и неумению налаживать отношения с другими людьми, что в сочетании с ранней интеллектуализацией отнюдь не делает личность малыша гармонично развитой.

Мария Геннадьевна Уткина

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

120 queries in 0,574 seconds