Буквы ровные писать…

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

В век высоких технологий многие дети учатся печатать на клавиатуре гораздо быстрее, чем писать от руки. С одной стороны, приятно видеть идеально ровные буквы, выходящие из-под электронного «пера». Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Ведь несмотря на всю архаичность бумаг и ручек, обучение письму – целый этап в жизни ребенка.

Некоторые чересчур прогрессивные родители считают, что вместо прописей давно пора использовать электронные гаджеты. Мол, зачем заставлять ребенка делать то, что ему в современном мире не пригодится. К сожалению, такие родители забывают, что письмо способствует развитию мелкой моторики, без которой и с компьютером-то справиться не так легко.

Есть и другой тип родителей, которые чуть ли не с дошкольного возраста требуют от детей ровных и красивых букв.

Ни первый, ни второй подход правильностью не отличаются.

Не может быть и речи, чтобы не учить детей письму. Но и воспитывать юных графоманов не стоит.

Красивый почерк – это целое искусство. Проблема в том, что количество детей, у которых возникают сложности при изучении письма, растет из года в год. По самым общим подсчетам – на 25–30%. Такие проблемы не исчезают сами собой. При этом в нашей стране пока нет системы коррекции.

Буковка к буковке

На самом деле, обучение письму начинается еще задолго до школы.

Вспомните, как ваш ребенок впервые взял в руки ручку или карандаш. Прямые линии никак не получались, правда? А все потому, что маленький ребенок еще не может контролировать свои движения зрением. Конечно, со временем начинает включаться и зрительный контроль. Но до этого, вместо того, чтобы изводить себя и ребенка рисованием ровных линий и художественных каракулей, лучше займитесь лепкой, конструированием или поделками из бумаги. Все эти способы развивают руку, пальцы и глаза ребенка. К тому же они подготавливают непосредственно к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок уже в какой-то мере готов к обучению письму.

Но только не надо ждать мгновенных результатов. На первых этапах овладения навыками каллиграфии, детям бывает очень трудно. Чаще всего бывает, что ребенок тратит много времени и сил, но так и не добивается нужного результата. К тому же специалисты говорят о непрочности приемов. Особенно, если задача при этом усложняется. То есть, если ребенок написал букву, это не значит, что он сможет написать слог, и тем более целое слово. Ведь тогда буквы нужно соединять, а это нарушает их привычную форму.

Считается, что каллиграфия – это не столько красивый почерк, сколько умение писать быстро и разборчиво, чтобы в процессе написания какого-то текста сам процесс не тормозил ход мысли. Только не надо ждать этого в начале обучения.

Раз словечко, два словечко

Вы никогда не замечали (вспомните себя и своих одноклассников), в начальной школе, когда ребенок только начинает учиться писать – у него это очень неплохо получается. Но в какой-то момент буквы начинают ставиться вкривь и вкось. Это «вдруг» бывает очень полезно перерасти. Потому что потом наступает этап, когда он сам станет осознанно критиковать свой почерк, появится желание его исправить. Обычно это бывает в возрасте девяти лет и старше.

Конечно, хорошо, когда ученик сам недоволен собой и хочет измениться. Но, согласитесь, что большинство детей в таком возрасте вовсе не хотят учиться. А то, что не нравится, – очень трудно навязать. Ну, по крайней мере, достичь в навязанном деле положительного результата практически невозможно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в повседневной жизни качественный почерк практически не применяется. От руки мы сейчас пишем разве что список продуктов. Поэтому вопрос о полезности каллиграфического почерка всенепременно возникает. И ответить на него – задача родителя.

Если вы поставили перед собой цель: научить ребенка каллиграфии – заинтересуйте его. Например, начните с изучения различных шрифтов, которые можно рисовать фломастером. А потом медленно переходите к перьям. Кстати, вы когда-нибудь задумывались о том, что обычная ручка – это всего лишь «точка», которую мы ведет за собой, тогда как после пера на бумаге появляется «линия» разной ширины, благодаря чему почерк становится объемнее?

В каком возрасте начинать?

Задайтесь следующими вопросами:

• умеет ли ваш ребенок читать?

• подготовлена ли его рука к письму?

• умеет ли он писать печатными буквами?

• есть ли у него желание учиться писать «по-взрослому»?

Если вы ответили «да» на все вопросы, значит можно приступать к изучению каллиграфии.

Помните, что с детьми до 6 лет занятия должны проводиться строго индивидуально. А взрослый должен внимательно следить за каждой линией, за каждым элементом, который пишет ребенок, сопровождая письмо устными пояснениями и советами.

Если не забывать об этих комментариях и замечаниях, то наступит момент, когда он сможет правильно писать сам, без помощи взрослого. А это очень важно для успешного обучения в школе. Переучиваться намного сложнее.

Хотя, многие специалисты сходятся в выводе, что начинать обучение в 5-6 лет – тоже неправильно.

Поэтому ответственность за ваше чадо ложится только на вас.

В любом случае, не забывайте, что для ребенка важно создать комфортные условия. Поэтому прежде чем усадить ребенка за стол, проверьте: удобно ли ему будет за ним сидеть, не стоит ли сделать стул выше, а освещение ярче. К тому же, очень важен правильный выбор письменных принадлежностей.

Например, вместо шариковой ручки лучше выбрать гелиевую – она мягче. Впрочем, иногда можно писать и карандашом, главное, чтобы его было удобно держать. А еще нужно позаботиться о различных прописях, найти удобные тетради (оказывается, ГОСТовских норм на школьные тетради не существует, поэтому клеточки и линеечки могут быть разных размеров). Помните, что если ваш ребенок – левша, ему будет неудобно писать в тетрадках с косой линией.

Кроме того, для леворуких учеников меняются правила расположения тетради на рабочем столе, способа держания ручки и освещенности рабочего места. Обратите внимание, что тетрадь в таком случае должна быть наклонена вправо и сдвинута ближе к левой руке, а ручку левой рукой проще будет держать чуть выше, чем если бы вы писали правой (на расстоянии 3–4 см от кончика ручки; при этом пальцы должны не прогибаться под углом, а охватывать ручку большим и указательным пальцами). И не забудьте, что свет при письме должен падать с правой стороны. Хорошо, если такие правила будут действовать и в классе. По крайней мере, ребенок обязательно должен сидеть у окна, потому что там больше света.

Графологи говорят, что по почерку можно определить характер человека. Конечно, даже поставленный почерк нередко меняется при взрослении или под грузом обстоятельств. На самом деле, абсолютно любое умение имеет свойство забываться. Но занятия каллиграфией не пройдут даром, если основа была заложена правильно.

Консультировала: Елена Сергеевна Романовская

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

120 queries in 0,583 seconds