Бывают в жизни чудеса. Или о роли воображения в развитии детей

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Подготовка к поступлению в школу начинается задолго до приближения непосредственно школьного возраста. С детьми занимаются в детских садах, развивающих центрах, дома. И чаще всего ориентир этой подготовки – обучающая программа школы.

Известно, что предметные умения и навыки только на первых порах выручают учащихся. Когда учебные задачи начинают требовать высокого уровня развития самостоятельности, инициативности, целеустремленности и творческого подхода, школьник начинает испытывать трудности. Об этом нередко говорят учителя начальных классов. И здесь серьезной проблемой оказывается недостаточное развитие воображения у детей, а без него затруднена мыслительная деятельность. В школу зачастую приходят ребята читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Подчас недоигравшие дети с низким уровнем развития воображения сталкиваются с неумением корректировать свое эмоциональное состояние, невозможностью сохранять внутреннюю позицию, выстраивать отношения с окружающими. Практический опыт показывает, что в выполнении заданий с точными инструкциями у них возникает намного меньше сложностей, чем в упражнениях на свободную тему. А ведь мы, взрослые, считаем едва ли не главным качеством детства способность к фантазиям! Полагаем воображение природным, естественным свойством ребенка! «Чего-чего, а этого у него хоть отбавляй», — часто говорят мамы и папы о своих малышах. Факты же подтверждают иную картину.

Среди тестов на школьную готовность самые высокие показатели чаще относятся к определению уровня психомоторной зрелости детей. Цифры здесь достаточно стабильны из года в год. В заданиях на восприятие, удержание и выполнение сразу нескольких задач устной инструкции есть сложности, и это важно отслеживать и готовить детей в данном направлении, так как в школе с подобным им придется часто сталкиваться, слушая задание учителя. А вот тестовое задание на воссоздающее творческое воображение, где достаточно свободы и места для фантазии, сложностей оказывается неожиданно много.

Часто самые слабые показатели у старших дошкольников — по уровню развития воображения. Поначалу это удивляет, а когда в полной мере начинаешь понимать, что за этим стоит, хочеться бить тревогу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения и фантазии.

Развитие этой важной составляющей возможно различными способами.

Главное — стараться искать и находить все новые пути для развития умения фантазировать. Например, специальные игры. Забава, которую легко организовать в любых условиях, называется «Функции предметов». Нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот придорожный камень на прогулке. Его можно использовать как строительный материал, пресс, мел (если он оставляет следы на асфальте), как ограждение дорожки (если собрать их побольше).

Так можно «обрабатывать» любые предметы вокруг, меняться ролями с ребенком (он назвал предмет, а вы придумываете назначение, показываете пример разносторонности мышления). Здорово вместе придумывать, на что похожи облака в небе, лужи на асфальте, сломанная ветка, камушки на берегу реки. Что если это живые существа, превращенные волшебником? На что или кого похож каждый из них?

Важно в обычном повседневном общении давать ребенку больше инициативы, ставить новые неожиданные задачи, в разных ситуациях будить творческую активность ребенка. Хорошим помощником может стать использование арт-терапии.

Гармонизирующие настрои, творческая визуализация, направленное рисование – вот некоторые техники, которые способствуют раскрытию внутреннего потенциала, обнаружению самоценности, актуализации воображения и творчества ребенка. А творчество, как известно, окрыляет… Дети выступают в роли авторов, соавторов, изобретателей и интерпретаторов. Вот здесь и находит место вся широта детской фантазии! Ребята хорошо ощущают, как из ничего прямо здесь рождается сказка, ее герои, иллюстрации к ней. И это открытие – я могу быть успешным создателем, созидателем, смелым в своем спонтанном проявлении – становится очень ресурсным! Желание активно участвовать, получать результат является маленьким кирпичиком того фундамента, на котором вырастает будущий первоклассник, неравнодушный и заинтересованный.

Тренировка воображения

Развитие воображения помогает процессу обучения, ведь вкупе тренируются мышление, внимание, память и другие психические функции, обслуживающие учебную деятельность. Отечественный психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение – одна из форм мышления. Становление воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо». Когда рассудочная деятельность развивается прогрессивно, а наряду с ней не затухает и становление воображения, тем бОльшие способности проявляет человек. Когда же развитие воображения столь же прогрессивно, как и рассудочной деятельности, то мы говорим об одаренности и даже гениальности. Надо только самим взрослым расшевелить себя, разбудить свое, быть может «подуснувшее» воображение, чтобы помочь ребенку узнать радость собственных открытий. Поэтому, дорогие родители, не ленитесь почаще фантазировать вместе с детьми! Выдумывание и проигрывание, зарисовывание невероятных приключений известных только вам героев способно стать удовольствием для всей семьи. Ведь внутри каждого взрослого до сих пор живет ребенок. Доверьтесь ему и пообщайтесь с вашим сыном или дочкой на равных, войдите с ним рука об руку в прекрасный мир неизведанного. Помогите малышу ощутить себя творцом чего-то прекрасного и ценного. Но будьте деликатны, не форсируйте достижения ребенка, не сравнивайте его с кем-то, стараясь подстегнуть, а просто следуйте рядом, пока он совершает свой путь к творческим открытиям. И тогда, возможно, вам удастся познакомиться с одаренностью, рожденного вами. А такое открытие, согласитесь, многого стоит! Доброго вам пути!

Нонна Леонидовна Казмирова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

121 queries in 0,581 seconds