Что делать, если у ребенка нет друзей?

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

«Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко…» Как часто многие родители ужасаются последствиями игры своих чад, желают им более спокойных и аккуратных друзей, переживают из-за сотворенного беспорядка. Но как быть, если друзей у ребенка нет?!

Мало кто из родителей обращает внимание на то, как ребенок устанавливает контакты с другими детьми в возрасте до трех лет, и это понятно. Малыш привязан к маме, родители становятся объектом любви и подражания, ребенок осваивает мир. Но уже в этом возрасте многое говорит о будущих способностях к коммуникации и дружбе: кто-то бежит на площадку к детям, отстаивает свое право на песочницу или игрушки, другие же стоят в сторонке, ждут маму, которая за руку доведет до детей и включит в общее взаимодействие. Часто в этом возрасте ошибки допускают сами родители: вдруг его кто-то ударит, отнимет игрушку, заразит; или, наоборот, зная строптивый характер своего малыша, пытаются оградить его от общения с другими детьми, чтоб не причинить вреда… Главное, чтобы в этом возрасте малыш чувствовал вашу поддержку и любовь, будьте контейнером его чувств – и положительных, и отрицательных, не запрещайте злиться или обижаться, просто научите делать это в социально приемлемых рамках. Ударить можно ребенка на площадке, а можно и плюшевого Мишу, выместив на нем обиду, вот мишке-игрушке как раз не будет больно, а малышу станет легче. Если ваш малыш боится подойти к детям, стоит в стороне, постоянно проверяет, рядом ли вы, то в большинстве случаев именно маме нужно задуматься о своем эмоциональном состоянии – насколько она тревожится за принятие ребенка в игру, готова отпустить его из-под своего крыла.

Самое важное в предподростковом возрасте и среди подростков – быть включенным в общение, нравиться и быть выбираемым для совместного проведения досуга.

С 3-4 лет…

…и до начала посещения школы ведущая деятельность у ребенка игровая, именно сейчас ваша кроха начинает осваивать социальные роли, активно пользоваться фантазией, развивать творчество, устанавливать коммуникацию. Вначале игра носит характер действий с предметом, поэтому в возрасте 3-4 лет часто возникают конфликты из-за игрушек. После 4-5 лет игра может длиться от получаса до нескольких часов, или даже дней, поэтому игрушки могут оставляться на ночь раскиданными по комнате (для родителей), но для ребенка это игра, которая должна остаться неприкосновенной до утра. В этом возрасте дети часто конфликтуют, так как происходит борьба за лидерство. Ребенок с развитой речью, воображением, позитивно настроенный, имеет больше шансов закрепиться среди сверстников, но возможность предложить игру есть и у самых тихих. Главная задача родителя – не сделать ребенка лидером, а научить играть. «Посудка», куклы, «паровозик» или «войнушка» – именно родитель должен показать малышу, что можно делать с набором игрушек, который у него есть. При этом, для успешной игры со сверстниками совсем не важны модные джинсики или красивое платье, современный гаджет или полная коллекция кукол. Ценно, что ваш малыш может взять любой предмет и оживить его, наделить качествами, включить во взаимодействие, а для этого у него должен быть пример такой игры, полученный от родителей.

Очень часто мы хотим помочь ребенку включиться в игру, подводим, знакомим, «втискиваем» во взаимодействие, но не всегда это помогает завести друзей. Если вы замечаете, что ваш малыш стеснителен, тревожен и часто остается в стороне, то поиграйте с ним сами, дети в этом возрасте чрезвычайно эмоциональны, ваше чадо расслабится, а игра и положительные эмоции привлекут внимание других, дети сами подойдут и включатся во взаимодействие. Теперь самое время уйти и стать наблюдателем, но не участником игры. Помните, что источник проблемы кроется порой не только в вашем драгоценном малыше, но и в самих родителях, поэтому больше доверяйте вашему ребенку, не вмешивайтесь в его взаимоотношения.

С 6-8 лет…

…ваш малыш начинает посещать школу. Это новый этап его и вашей жизни, когда всем системам организма нужно перестроиться с игры на учебу, появляются обязанности, развивается способность к самоконтролю, необходимость адаптироваться к учителю и одноклассникам, установить новый тип взаимоотношений. В начальной школе дети дружат группами, и нет ничего страшного, что лучшего друга нет, обычно это совместные игры, включающие в себя 5, 10, а то и больше человек. Проблемы в этом возрасте могут быть связаны с личностными особенностями вашего ребенка, если он конфликтен, агрессивен, не умеет идти на компромисс, то друзей у него, вероятнее всего, не будет. Важно и отношение учителя к вашему ребенку, ведь в этом возрасте на смену идеалу родителей приходит новый объект подражания и любви – учительница, чье мнение значимо, к нему приислушиваются, его разделяют. Если учитель в школьной среде высмеивает вашего ребенка, делает массу замечаний или привлекает внимание только к негативным качествам, то шансы завести друзей среди одноклассников невелики. Когда педагог умеет сгладить плохие черты вашего ребенка и привлечь внимание к положительным качествам, то бояться за отсутсвие друзей у ребенка в школе не придется. Когда же приятелей нет ни в школе, ни на площадке дома, то проблема скорее всего кроется именно в вашем чаде, поговорите с ним, понаблюдайте за его поведением с детьми, постарайтесь создать в общении с ребенок атмосферу взаимного доверия и откровенности, иногда можно справиться с проблемой самостоятельно, что-то разъяснив или проиграв конфликтную ситуацию дома. Не бойтесь обратиться за помощью к специалисту, который поможет вашему ребенку справиться со своими эмоциями, страхами, негативным опытом взаимоотношений со сверстниками и приобрести друзей.

В ситуации повышенного уровня тревоги мамы или ребенка необходимо обратиться за помощью к специалисту, ведь боящееся многого дитя никогда не будет полноценно развиваться, а тревога, передающаяся от мамы, будет способствовать формированию страхов. Не бойтесь помощи со стороны, и ваш карапуз будет активно включен во взаимодействие с другими малышами.

С 11-12 лет и старше…

…у ребенка появляется желание быть взрослым, поэтому он начинает противостоять вашим ценностям, замыкается в своих переживаниях, которые часто связаны с физиологическими изменениями и потребности в личностном общении. Именно сейчас появляются друзья, с которыми ваш ребенок может обсуждать беспокоящие его темы. В этом возрасте дружба и потребность в ней наиболее важны, при этом, как бы нам ни хотелось, общение с мамой и папой уходит на второй план. Появляются свои интересы, увлечения, потребность выделиться, обратить на себя внимание, изменить гардероб, внешность. Здесь родителям приходится тяжелее всего – возникает состояние постоянной балансировки. С одной стороны, можно запретить и конфликтовать с ребенком, но при этом быть уверенным, что тот не собьется «с пути истинного». С другой стороны, есть риск, что ваш ребенок, понимающий и послушный, окажется без близких друзей. Очень важно в этом возрасте поддерживать ребенка, уважать его мнение и интересы, не развенчивая их ценность, а ограничивая размах увлеченности. Если ваш ребенок испытывает трудности с выбором интересов или тяжело сходится с детьми во дворе, одноклассниками, не пускайте эту ситуацию на самотек. Помогите вашему ребенку найти себя в какой-то области творчества или спорта, где ему легче будет найти друзей по общему интересу. Если вы испытываете затруднения, обратитесь к психологу, который расскажет вам и ребенку об особенностях его личности, склонностях, поможет устранить коммуникативные барьеры. При этом помните, что ваши детские мечты стать балериной, великим хоккеистом или художником могут быть чужды ребенку, не настаивайте на собственных предпочтениях, прислушайтесь к подростку, найдите компромисс, и у вас наверняка все получится!

Анна Викторовна Петрова,
врач психотерапевт.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

121 queries in 0,611 seconds