Детские страхи

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Помните, когда мы были детьми, нас так легко было испугать! Ребенок может увидеть страшное в самом простом и невинном предмете. Причем не всегда страх ребенка поддается объяснению…

Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

Мнение психиатра.

Денис Николаевич Припутневич, врач-психиатр МПЦ:

«В поле зрения детских психиатров чаще попадают дети с ясно выраженными страхами, значительно влияющими не только на их самочувствие, но, нередко, и на жизнь всей семьи. И тогда возникает вопрос: эти страхи являются частью более или менее нормального развития, то есть преувеличенной тревогой, свойственной ребенку на данном возрастном этапе, или это симптом психического заболевания, требующего врачебного вмешательства?

В используемой в настоящее время Международной классификации болезней (10-й пересмотр) первые случаи определяются как «фобические тревожные расстройства детского возраста» и, по моему мнению, лучше поддаются психоаналитическому или психотерапевтическому лечению, нежели медикаментозной терапии, хотя традиционно в российской практике их принято лечить «мягкими» транквилизаторами, обычно растительного происхождения.

Иное дело – второй случай.

Патологический страх у ребенка может быть симптомом невротического расстройства или даже начальным проявлением тяжелого психического заболевания (например – депрессии).

И тогда может быть показано лечение психотропными препаратами в сочетании с психотерапией. Отличить одно состояние от другого без помощи специалиста крайне непросто. Только консультация детского психиатра или психотерапевта поможет разобраться в причинах страхов ребенка и разработать оптимальную стратегию помощи».

Комментирует Анна Викторовна Склярова, психолог МПЦ:

«Если у взрослого человека спросить, чего он боялся в детстве, то про свои детские страхи он, скорее всего, будет рассказывать с улыбкой.

Дети непосредственны, открыты, они сразу рассказывают о своих опасениях и страхах, так что родителю остается только услышать своего ребенка и, в случае возникновения страха, предпринять правильные действия:

• признать страх ребенка;

• наладить тесный контакт с ребенком, уделить ему внимание, показать свою любовь;

• разузнать подробности испытываемого ребенком страха: пусть он расскажет о том, что его пугает, в деталях – это уже будет способствовать преодолению страха, поскольку «сузит границы» пугающего объекта;

• с помощью различных приемов – игры, рисунка, сказкотерапии – обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу ребенку. Прежде чем «рисовать страх», увлеките ребенка рисованием вообще, изобразив с его участием семью, любимого персонажа мультфильма… И затем уже перейдите к изображению объекта страха. Можно инсценировать с помощью кукол и мягких игрушек ситуацию преодоления ребенком своего страха. Творчески мыслящие родители могут придумать со своим ребенком сказку, жизненную ситуацию, в которых главную роль в преодолении страха будет играть сам малыш».

Психоаналитический взгляд на детские страхи

Дарья Олеговна Купцова, психоаналитически ориентированный психотерапевт МПЦ, рассказывает:

Страхи сопровождают нас всю жизнь: мы боимся за здоровье близких, боимся потерять работу или попасть в аварию, боимся признаться в любви или услышать грубость в свой адрес… Страх – это защитная реакция психики на опасность, это способ уберечь себя от травм и страданий.

Естественно, что страх как реакция психики на опасность формируется очень рано. Ребенок бессознательно боится быть оторванным от груди матери уже в младенчестве, а с развитием навыка ходьбы и активизацией процесса познания окружающего мира страх приобретает функцию ограничителя – своеобразного «стоп-сигнала», защищающего ребенка от внешних опасностей. Таким образом, детство здорового ребенка не может пройти абсолютно «бесстрашно», и отсутствие опасений у малыша должно вызывать не меньшую тревогу, чем его чрезмерная боязливость.

Как же отличить здоровую реакцию психики на возможную опасность от патологических фобий, которые впоследствии могут привести к различным психическим и прочим заболеваниям?

Естественным может считаться страх младенца «потерять» маму в возрасте примерно до одного года – реакция в форме плача и беспокойства на ее длительное отсутствие в его поле зрения. Но такие же бурные проявления в возрасте двух и более лет можно рассматривать как отклонение от нормального развития. Дети, которые умеют ходить, но не выносят хоть сколько-нибудь длительного пребывания без мамы, боятся потерять ее из виду не только на прогулке, но и дома, тревожатся, если не находят маму взглядом, – эти дети, вероятнее всего, не очень благополучно миновали предыдущий этап развития и рискуют в будущем чрезмерно ограничить свой познавательный интерес.

Обращайте внимание на «экзотические» страхи – такие, как, например, боязнь летающих насекомых (комаров, бабочек), боязнь электроприборов, специфической музыки. Если вы обнаружили подобные явления у своего ребенка, это повод незамедлительно обратиться за консультацией к специалисту.

В возрасте 1,5–2 лет умение контролировать сфинктеры и ходить позволяет ребенку активно изучать окружающий мир, сталкиваться с новыми, пока необъяснимыми явлениями, впервые пережить боль от падения или ожога, увидеть большого жука и темную комнату, услышать шум проезжающего грузовика или грохот соседского ремонта… Все эти явления могут пугать ребенка, заставлять, подчиняясь страху, быть более осторожным. Кроме того, в этот период мама с папой активно участвуют в формировании у ребенка представления об опасностях. Поводом для беспокойства в этом возрасте может быть выраженное ограничение у ребенка познавательного поведения из-за каких-либо фобических переживаний.

В возрасте 4–6 лет дети могут начать бояться темноты, порой у них появляется страх стричь ногти, волосы, они сильно тревожатся за жизнь своих родителей, задают вопросы о смерти и рождении. Эти страхи символизируют боязнь ребенка лишиться приобретенной ими половой идентичности, боязнь наказания за бессознательные эротические фантазии о родителях, что является неотъемлемой частью взросления. При умеренном проявлении этих фобий грамотная помощь родителей в их преодолении позволит ребенку справиться с ними уже к школьному возрасту. А вот наличие тех же самых тревог у ребенка младшего и среднего школьного возраста говорит о необходимости более пристального внимания к внутреннему миру и психологическому развитию ваших сына или дочери.

Подростковый этап у детей часто сопровождается множеством «тайных» страхов и опасений, связанных с бурным половым развитием, получением нового эротического опыта, опыта гендерных отношений. В этот период особенно важны возможность продуктивного общения со взрослыми, возможность опровергнуть или подтвердить те или иные опасения, доступ к необходимой информации. Менструации, поллюции, сексуальное возбуждение, эротические чувства к противоположному полу, значительные изменения внешнего облика, помноженные на стремление к независимости, протест против устоявшихся родительских стереотипов, – все это становится почвой для возникновения всевозможных фобий и тревожных расстройств.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

122 queries in 1,248 seconds