Эмоции и оценки

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Ничто так не вызывает споров, как школьные отметки. Многие психологи и педагоги уже давно говорят о необходимости их отмены. Другие напротив считают оценки одной из главных составляющих успешного процесса обучения. Как относиться к успеваемости или неуспеваемости своего ребенка?

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, родители вместе с учителем могут оказать ребенку своевременную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. На свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые двойки, у чада сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится трудным учеником, что приводит к новым негативным проявлениям, в том числе и в поведении. Неуспевающие ученики начинают искать людей, похожих на себя, в кругу которых они чувствуют себя комфортно. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

К числу внешних причин относят несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях).

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. А ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Влияние школьной оценки на самооценку ребенка

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на отметку, считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, своих возможностях.

Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники? У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда они компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, приглушенное чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

Что делать родителям?

Неуспевающему ребенку или одаренному нужно помочь найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собственные трудности и развить свои преимущества и дарования.

Помощь детям со слабым развитием мыслительной деятельности

Для неуспевающих, но с желанием учиться, необходимо проводить занятия по развитию внимания, памяти, отдельных мыслительных операций, формированию учебных навыков (алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения). Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Рекомендую упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение «Самое главное»

Ребенок быстро и внимательно читает любой текст. После этого ему предлагают просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему прочитанного одним словом. Потом одной фразой, а после найти в тексте какой-то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла.

Упражнение «Лучший вопрос»

Ребенок читает текст, после чего он должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. И тут же сам должен ответить на него как можно более полно.

Помощь детям, не желающим учиться

Причиной плохой успеваемости некоторых учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Для повышения мотивации к учению можно выполнять упражнение «Пиктограмма, или Пляшущие человечки». Ребенку предлагают для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания он рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему позже воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний.

Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 секунд. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, смелый поступок, болезнь, счастье, разлука, дружба, темная ночь, печаль.

Воспроизведение ребенком словесного материала осуществляется спустя 30–40 минут, когда предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Психотерапия в случае неуспеваемости:

- Не бить лежачего. Оценку своих знаний ребенок уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

- Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе он станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков особенно непереносимый, тот, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте ребенку бороться с ним.

- За двумя зайцами погонишься. Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого ребенка.

- Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

- Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

- Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

- Техника оценочной безопасности. Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

- Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.

- Ребенок не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки на правила, своевременное выполнение домашнего задания.

- Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Дорогие родители, помните, что учеба – это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому никогда не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки.

Как относиться к школьной отметке?

Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе, однако важно не только их любить, но и знать их особенности, интересы и склонности, учитывая обязательно при этом физическое состояние. Нереально и небезопасно ждать от ребенка, ослабленного постоянными болезнями, отличной учебы по всем предметам – нужен щадящий режим и внимание в первую очередь к здоровью малыша.

Младший школьный возраст благоприятен для влияния родителей на формирование личности, поэтому очень важно не пропустить это время, так как с каждым годом значимость для него ожиданий взрослых уменьшается. Конечно же, и сами родители должны быть авторитетны, и мнение их для ребенка должно быть ценно. Дети в начальных классах, как правило, обращают внимание не столько на уровень оценки, сколько на ее справедливость. И для них очень важна моральная поддержка родителей. Если ученик старался и вложил много труда в выполнение задания, а оценку получил посредственную или плохую, то она может восприниматься им как несправедливая. В этом случае тщательный и объективный анализ родителя совместно с ребенком его проделанной работы может определить, насколько расходятся ожидания с оценкой учителя. Очень полезно и плодотворно для родителей учиться вместе с детьми оценивать выполненные ими школьные задания.

Но встречаются случаи, когда оценка учителем действительно занижена из-за его отрицательных ожиданий. Это происходит, когда у него уже возникла отрицательная установка, и он не верит в прочность знаний ученика, считая успех случайным. Тогда приходится запастись терпением, сосредоточить усилия и хорошо подготовить задание, а может быть и не одно, чтобы удивить учителя с его отрицательными ожиданиями. И делать это никогда не поздно, но чем дальше, тем может быть труднее.

Завышенные оценки, как правило, не воспринимаются самим учеником как незаслуженные, однако обостренно могут реагировать на них одноклассники, считающие их обладателя любимчиком учителя. Но завышенная оценка может быть и щадящей, поддерживающей неуспевающего ребенка, и это доверие может стать стимулом для дальнейшего совершенствования.

Важно научить ребенка относиться с уважением к чужому труду и способностям, видеть продвижение к поставленной цели. Если родители будут оптимистично и трезво оценивать школьные успехи своего чада, отмечать все его даже самые незначительные достижения, радоваться вместе с ним, то помогут ему справляться с неуверенностью и слабостями.

Ольга Александровна Прохорова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

121 queries in 0,587 seconds