Если ребенок боится остаться один

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Какая мама не испытывает острого чувства жалости, когда ей позарез нужно отлучиться из дома, а маленький сын или дочка цепляются за ее одежду и не хотят отпускать? «Он ревет, и я вместе с ним», — нередко слышишь в подобных случаях.

Обычно к годам трем-четырем эти душераздирающие сцены сходят на нет, а лет в шесть многие дети уже достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. Многие, но не все. Нервных, впечатлительных крох одиночество тяготит и пугает. Почему же дети его боятся? По разным причинам. Кого-то наказала в детском саду воспитательница – заперла в спальне или оставила одного в группе во время прогулки. Вроде бы все знают, что подобное недопустимо, но до сих пор делают. С некоторых детей все как с гуся вода, но у кого-то из-за подобных «воспитательных» мер даже во взрослом возрасте остается боязнь закрытого пространства – клаустрофобия. Другой малыш, предположим, испугался, оказавшись один в комнате во время грозы. На кого-то повлияла жуткая сцена, мельком увиденная по телевизору, но врезавшаяся в память. Кому-то долго не дают покоя воспоминания о том, как он потерял маму в большом магазине… Все это попадает под категорию психотравм, последствия которых изживаются, но с трудом.

Но бывают и ситуации, когда у ребенка желание постоянно держать взрослого при себе объясняется не робостью, а деспотизмом. И страх здесь лишь удобная маскировка. Когда диктовать родным свои условия не удается, ребенок становится в позицию беспомощного младенца и, разжалобив, добивается-таки своего. Делает это он не вполне осознанно, крохе и вправду кажется, что ему страшно. Понаблюдайте за своим чадом. Постепенно вы научитесь понимать, боится ли он на самом деле или просто хочет, чтобы мама была рядом.

Разумеется, в страхе одиночества может выражаться и ревность ребенка, когда он «прилипает» к маме или бабушке, восполняя таким образом нехватку внимания с их стороны. Кроме того, боязнь остаться одному бывает и при достаточно серьезных психических отклонениях, например, раннем детском аутизме, когда ребенок не в состоянии нормально общаться с окружающими. Истинный же страх одиночества обычно присущ хрупким, болезненным, нерешительным детям. Как правило, у них высокий интеллект и развитое воображение, но они практически не имеют своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо играют в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшные образы. Даже в светлой, знакомой комнате ребенку могут мерещиться ужасы.

Что делать?

Итак, вы столкнулись с подобной проблемой в своей семье. Как быть? Давайте попробуем приучить ребенка не бояться.

Прежде всего, направьте его богатое воображение в менее болезненное русло, настройте на самостоятельную творческую работу, ролевые игры. Часто бывает достаточно совсем небольшого толчка, чтобы креативная энергия таких детей забила фонтаном. В случае психотравмы лучше обратиться к специалистам и походить на психокоррекционные занятия. Если подобной возможности нет, имейте в виду, что главное в преодолении проблемы – ваши терпение и ласка. Часто наша забота о ребенке скрашена тревогой, которую мы ему невольно передаем. Окружите любимое чадо вниманием и заботой, однако, ведите себя спокойно, уверенно, создавая у него чувство защищенности, надежного тыла, чтобы ребенок мог расслабиться и позабыть свои страхи.

Подавить в себе беспокойство нелегко, но возможно, и, тем более, необходимо. Привыкает же не волноваться диктор телевидения или преподаватель перед большой аудиторией? Все вполне постигаемо. Было бы желание. Чаще берите ребенка на руки, обнимайте его, гладьте по голове, спинке. Физический контакт — одно из самых лучших лекарств. Не торопите события, наберитесь терпения и вы увидите, как вдруг ребенок резко изменится в лучшую сторону и вновь станет самим собой.

При страхе одиночества, маскирующем детскую ревность, вести себя надо иначе. Больше привлекайте ребенка к совместным делам, подчеркивайте его нужность, незаменимость, и страх одиночества постепенно пройдет. Но приучать кроху к самостоятельным занятиям надо как бы между прочим, не заостряя внимание на истинной цели. Иначе он решит, что вы стремитесь от него избавиться, и, занервничав, станет еще более назойливым.

Очень полезно вводить мотив одиночества в игры с куклами или мягкими игрушками.

Можно начать с рассказа, а потом в какой-то момент взять в руки зайчика, мишку и перейти к показу действия на паласе или ширме. Разыгрывайте именно ПРИключения, а не ЗЛОключения вашего персонажа, подчеркивая доброту всех, с кем он встречается. Если ребенок любит рисовать, то, когда он втянется в игру, предложите ему сделать декорации или маленькую книжечку приключений мишки или зайчика. Кстати, это прекрасный повод, чтобы оставить малыша одного в комнате на некоторое время. Пусть оно первоначально будет коротким, главное — не декларировать, что вы сейчас уйдете, а сделать это незаметно. Потом обязательно похвалите ребенка и подчеркните его самостоятельность.

Разыгрывайте истории, как кто-то – не обязательно ваш малыш – потерялся в магазине или на вокзале. Пусть это будет другой ребенок, изображенный крохотной игрушкой, чтобы ваше чадо почувствовало себя, по сравнению с ней, особенно большим и сильным. Пусть ребенок проиграет сценку помощи малютке. Подобные игры, помимо всего прочего, подскажут вашему сыну или дочери правильную тактику действий в таких ситуациях.

Разыгрывая с детьми различные истории и приключения, не забывайте о сказке, ведь попасть в нее – мечта каждого из них! А тут она воплощается в жизнь, поскольку малыш не просто грезит о ней втихомолку, а рассказывает, как оно все было. «Фантастическая реальность» дает ему уникальную возможность поверить в собственные силы и почувствовать признание окружающих. Подобные ролевые игры дают мощный толчок фантазии ребенка, и вскоре он уже с удовольствием начнет возиться с игрушками сам, не требуя постоянного присутствия взрослых.

Что касается деспотизма, аутистических проявлений, связанных со страхом одиночества, то здесь без врачей и психокоррекционных занятий не обойтись.

Подарки и сюрпризы

Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг для друга маленькие подарки. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка и, в свою очередь, не скупитесь на восторг, принимая подарки от него. Когда ваша изобретательность иссякнет, помогут книги или сайты по оригами. Вы также можете освоить несложные фокусы, это всегда вызывает у детей живейший интерес и дарит положительные эмоции.

От теории к практике

Когда ваш ребенок наконец перестанет тяготиться одиночеством и будет подолгу играть самостоятельно, не торопитесь оставлять его одного в квартире. Осторожно закиньте удочку и посмотрите на реакцию малыша. Если напугается, не настаивайте, а попробуйте проиграть подобные сюжеты с игрушками. Особенно подробно прорабатывайте «вопросы занятости». Чем отвлекали себя герои сценок от мыслей об одиночестве в отсутствие взрослых? Для вашего чада это опять послужит инструкцией к действию, а через несколько дней рискните заглянуть на пару минут к соседям и, вернувшись, дайте ребенку понять, что вы потрясены его подвигом. Причем, подчеркните, что он оставался один очень долго. По сути, вы не покривите душой: эти первые в жизни минуты без вас в полном одиночестве и вправду покажутся ему вечностью. И помните, что если ребенок растет в хорошей семье, где его любят, то его страхи быстро сойдут на нет.

Марина Викторовна Рудиченко

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

126 queries in 0,570 seconds