Озера и крепости Финляндии

Дата: 11.06.2014
Время: 00:00
Озера и крепости Финляндии

Юго-восточный регион Финляндии (многогранник Выборг – Иматра — Лаппенранта – Котка – Выборг) богат озерами, красивыми извилистыми дорожками, а также интересными памятниками многовековой дружбы наших народов. Под «нашими» имеются ввиду, русский, шведский и примкнувший к ним финский.

Если пик русско-шведской дружбы пришелся на 18 век и оставил нам старинные крепости, а также церкви, и казармы того времени, то с финнами дружба обострилась в середине прошлого века и оставила другие памятники, в основном в виде бетонных бункеров, землянок, противотанковых заграждений и вырубленных в скалах окопов.

Конечно, не крепостями едиными будет славен наш маршрут. Мы увидим леса, озера, скалы, хутора и поселки. Увидим Сайменский канал, и даже переправимся через него на самодельном паромчике на ручной тяге.

Вероятно, воевать в этих местах было «приятно» — тихие озера, сосновые леса, гранитные скалы. К тому же, это весьма малонаселенный район страны, и как следствие не очень «испорченный цивилизацией». Особенно приятны извилистые финские дорожки. Это, конечно, не прихоть местного населения, ездить петлями. Скорее необходимость объезжать многочисленные озера, скальные лбы, болотца.

Все фортификационные памятники, которые мы увидим, можно разделить на две части: «Старинные» — те, что служили России и Швеции задолго до того, как Суоми стала независимой, и памятники последней войны. В первую очередь речь идет о так называемой Салпа линии, которую возводили в 1940 – 1941 годах, а потом достраивали в первой половине 1944 года. Причина строительства была проста – после того, как по результатам Зимней войны карельский перешеек отошел к России, и был подписан мирный договор, финны не чувствовали себя в безопасности.

Замысел новой оборонительной линии был таков: перекрыть участок от Финского залива до озера Сайма, как направление наиболее вероятного удара советских войск, и далее по мере сил продолжать строительство укреплений на север. Понятно, что перекрыть все без малого 2000 километров — всю границу Финляндии и СССР было невозможно. Немного помогало финнам то, что они живут в озерном краю — и надо было перекрывать не полностью пространство, а идти от озера к озеру.

От Салпа линии осталось довольно много объектов в хорошей сохранности, ведь события развивались так, что штурмовать ее не пришлось. Особенно интересно увидеть поля противотанковых надолбов, или систему окопов, когда просто едешь по какой-нибудь второстепенной дороге, не ожидая встречи с достопримечательностями.

Шведские и Русские крепости, самые молодые из которых строились под руководством Суворова в конце 18 века, также представляют определенный интерес.

Кроме крепостей мы увидим десятки озер, шхеры Финского залива, два симпатичных городка, прокатимся на велосипедном пароме и отдохнем в Финских кемпингах.

Итак, в путь!

День первый. Торфяновка — Королевская дорога — Хамина. 65 км

В Торфяновку мы прибываем автобусом, разбираем велосипеды, грузим багаж на машину сопровождения, и отправляемся в путь, в Финляндию, пересекая границу с оной прямо в седле.

До Хамины вдоль моря (правда, редко к нему подходя) идет старинная дорога, которую часто называют Королевской. Сегодня есть новое шоссе идущее напрямую, поэтому движения на ней немного. Зато красивых мест хватает. В одном из них стоит смотровая вышка – можно глянуть вдаль на море и шхеры. Вечером приезжаем в Хамину.

Хамина – город внутри крепости, сочетающий в себе шведские, финские и русские черты. Возник он в 1656 году как шведский поселок. После северной войны в этих краях пролегла граница между Россией и Швецией, и пограничный городок получил финансирование на военные цели. Здесь по плану Акселя фон Левена происходили следующие работы. Строилась крепость в форме восьмиугольной звезды. В центре звезды ставилась ратуша, а весь город получал кольцевую структуру. Получилось удивительно красиво – концентрические улицы, крепостные бастионы. Здесь также есть военный музей, рядом с которым стоит танк со свастикой (на фото в верху страницы), памятник булочнице Варваре, кормившей курсантов местного военного училища булочками и русская православная церковь. Не удивительно – город более ста лет принадлежал Российской короне, и это время не прошло даром для городской архитектуры.

День второй. Хамина — кемпинг Палваанярви. 45 км

В этот день нас ждет небольшой километраж, но очень красивые места. И кемпинг в лесу, на берегу озера, с сауной, из которой бултых — прямо в воду! Больше про этот день и говорить нечего. Можно лишь взглянуть на фото ниже. Оно как раз сделано от сауны.

Третий день. Палваанярви — Миехиккала — Палваанярви 50 км

В этот день мы проедем кольцом по финской глубинке и вернемся обратно на берега озера Палваанярви. Места очень красивые, дорога идет вверх-вниз, петляет вправо — влево. Главная достопримечательность дня — музей в Миехиккала. Представьте себе сосновый лес, над которым возвышается большая скала. На вершине скалы вырублены окопы, стоят смотровые вышки. В музее показывают фильм на русском языке о событиях войны. Но главное, конечно, красота места!

Четвертый день. Палваанярви — Салпа-Линия – Форт Давыдов — Лаппеенранта 65 км

Основной упор в Салпа Линии был сделан на укрепление полосы от Сайменского озера до Финского залива. То есть, не те места, по которым мы сегодня поедем.

Надо сказать, что когда этот край был частью России, некто Александр Васильевич Суворов делал примерно тоже самое – перекрывал крепостями и редутами и крепостями полосу от залива до озера, используя особенности местного рельефа. Цель в то время была — защита от нападения шведов.

В этот день мы увидим как сооружения Салпа Линии, так и одну из самых больших Суворовских крепостей.

Как выглядит Салпа Линия? От озера до озера, и от болота к болоту, с финской любовью к природе (именно так) ставились вырубленные из местного гранита противотанковые надолбы, как правило, в несколько рядов. За надолбами, опять же в скалах, вырубались системы траншей. Трудоемкость этой работы представить себе весьма трудно. В системе траншей оборудовались орудийные площадки, а также бетонные укрытия для личного состава. Кое-где ставились бетонные доты с бронеколпаками. В некоторых районах, где предполагалось, что укрепления можно обойти, строилась и тыловая линия окопов, для отражения ударов сзади. Все это хорошо сохранилось, вплоть до того, что в некоторых местах орудия стоят на позициях.

В Тааветти мы увидим Суворовский форт «Давыдов» (на фото справа). Конечно, сразу видна разница! Никакого бетона, никаких противотанковых надолбов! Другой век – земляная крепость, обложенная камнем, с ярусами для орудий, стреляющих ядрами, с взъездами по которым телеги на лошадиной тяге должны были подвозить боеприпасы. Романтика!

Вечером прибываем в Лаппенранту, старинный Вильманстранд.

День пятый. 60 км

Вильманстранд – крепость, которая находится на живописном и высоком полуострове. Сегодня видно в основном, то, что строили в русское время. Рядом с входом в крепость – интересный памятник. Бревно под навесом (на фото справа). Что бы это могло быть? Правдивые экскурсоводы рассказывают, что когда русская армия 26 августа 1741 года брала у шведов это укрепление, то реки крови текли из ворот крепости, увлекая за собой различные предметы, в том числе довольно больших размеров бревно. В том месте, где оно остановилось, и был воздвигнут памятник, в котором историческое бревно присутствует. Всего погибло 6500 человек, из которых 2400 с нашей стороны.

Вообще присутствие военных в Лаппеенранте чувствуется. На улицах города есть памятники различным милитаристам и их жертвам. Стоят танки, вздымаются кони со всадниками, из крепости на озеро смотрят пушки. Для больших любителей военной темы можем порекомендовать музей кавалерии. Ценители современного искусства могут войти в состояние транса от памятника жертвам войн 1940 и 1941-1945 годов. Воистину довольно странное зрелище.

Днем мы покидаем Лапеенранту и по очаровательным грунтовкам двигаемся к Сайменскому каналу. Нас ждет «ручной паромчик», и… прохождение границы. Все, пора домой.

Весь маршрут проходит по довольно тихим дорогам, пожалуй, за исключением участка в 5 км от Тааветти до Салпа Асема. На маршруте есть довольно много дорог с грунтовым покрытием – все-таки Салпа Линия строилась в не самых населенных местах. По качеству эти дороги примерно соответствуют нашим парковым гаревым дорожкам.

В стоимость входит: Организация и проведение маршрута, все транспортные расходы (от Петербурга), проживание, машина сопровождения и работа гида/механика, все питание (трехразовое), кроме ужинов в Лаппеенранте и ухи на границе на обратном пути, ну и завтрака в день отъезда, когда вы еще просыпаетесь дома, и ужина в день приезда домой.

—————————————————————————————————————————

Дата: 11 июня 2014
Цена: 365 евро + виза
Вид тура: Велотур
Сайт: http://www.velotur.ru/

Финляндия
Финляндия, Финляндия




Загрузка карты ....

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

145 queries in 0,670 seconds