Горячая пора

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Экзамен, контрольная работа и другие испытания, оценивающие личность подростка, являются для него стрессовыми. У ученика в этот момент активизируется инстинкт самосохранения, который прибегает к механизму психологической защиты – самотизации, то есть ребенок во время проверочных работ начинает реально плохо физически себя чувствовать.

К возрасту десяти лет самооценка ребенка начинает резко падать, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогенных для него факторов и о том, что школьная организация в целом никак не ориентирована на создание для учащихся благоприятной эмоциональной атмосферы. Отмечу факт, полученный в результате многочисленных психологических исследований: снижение самооценки у детей вызывает само начало школьной жизни. Это говорит о том, что пребывание в учебном заведении рассчитано не на эмоциональное развитие, а лишь на развитие познавательное. Связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих личностных качествах носит характер взаимовлияния.

Успехи в учебе способствуют росту самооценки, а самооценка, в свою очередь, воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. Таким образом, низкая самооценка подрывает уверенность школьника в своих силах и формирует у него низкий уровень ожиданий, а низкая успеваемость снижает самооценку.

Чтобы лучше понимать внутренние процессы, которые происходят с подростками во время стрессовых ситуаций, вспомните возрастные особенности.

И имейте в виду, что переход от детства к взрослости продолжается от 11 лет до 21 года, особенно важны первые пять лет (с 11 до 16):

- 10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь;
- 11лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками;
- 12 лет — ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивное, растет автономия от семьи, влияние сверстников, заботится о внешности, увеличивается интерес к противоположному полу;
- 13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе;
- 14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями;
- 15 лет — подросток. Дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям;
- 16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Я экзаменов не боюсь!

Предъявляя к подросткам во время экзаменов или контрольных работ требования, взрослые должны помнить о самоценности ребенка и ни в коем случае не нарушать ее. Самоценность — это то, насколько подросток считает себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые в данный момент демонстрируют люди. Самоценность (самоуважение) можно сравнить с особым сосудом внутри нас, который более или менее наполнен или опустошен. В те минуты, когда у нас все получается, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям и не сомневаемся в разумности мира, мы верим в себя и людей, мы не умом, а сердцем верим в это. Это состояние высокой самоценности.

Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, так как в нем существует он. Человек доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая личную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает интеллект. В. Сатир (именно она ввела понятие самоценности) пишет: «Однако мне приходилось встречаться с людьми, у которых постоянно низкая самоценность. Они все время ждут насмешки, обмана, унижения, оскорбления со стороны окружающих людей. В конечном итоге они становятся жертвами. Ожидая угрозы, такие люди именно это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной недоверия и погружаются в мучительное состояние одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными и вялыми, равнодушными как к самим себе, так и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Они выстраивают внутри себя психологические барьеры. Таким людям свойственен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх сковывает и ослепляет человека, мешает ему найти новые решения собственных жизненных проблем. Вместо этого страх толкает человека на самозащиту. (Страх — это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем. Я заметила, что как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его страх исчезает)».

Предлагаю родителям провести самодиагностику компетенции своего родительского мастерства. А если уровень компетенции не устроит, то обязательно повысить его.

Уровни родительской компетенции следующие:

Первый (самый низкий) уровень:

• родитель игнорирует эмоциональные проявления своих детей, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, они неискренние, за исключением тех случаев, когда он осуждает и ругает.

Второй уровень:

• реагирует не на истинные чувства ребенка, а на те, которые он сам ему приписывает, в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.

Третий уровень:

• реагирует на поверхностные чувства чада, но делает это довольно точно и часто;

• не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает это словесными высказываниями (выражает чувство невербально).

Четвертый (самый высокий) уровень:

• реагирует на скрытые, глубинные чувства ребенка, помогая тем самым ему осознать, почему он чувствует то, что он чувствует;

• дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и невербальном уровне, как положительную, так и отрицательную, причем отрицательная реакция не унижает чувства собственного достоинства ребенка.

В сложной ситуации экзаменов родителям необходимо:

найти травмирующий момент в общении с подростком, мешающий достичь тех целей, которые ставят перед собой родители и учителя;

смягчить эмоциональные стрессы, связанные с взаимоотношением детей и взрослых, за счет исключения негативных оценок личности ребенка, например: «Ты глупый, потому что не смог решить такую простую задачу». Оценивать следует только сами поступки подростка, например: «Я недовольна твоим результатом контрольной работы»;

когда ребенку больше всего нужна поддержка и помощь со стороны близких людей, не занимайте давящую позицию, так как это ведет к появлению зажатости, возникновению личностных барьеров, мешающих ребенку быть спонтанным и открытым в проявлении чувств и усвоению информации;

показывать, что подросток сможет сам решать возникшие проблемы, а если допускаются ошибки, то их легко исправить;

не демонстрировать ребенку, что он маленький, слабый, неспособный жить самостоятельно, так как при этом ему внушается, что он никто, бесправное создание, и формируется комплекс неуверенности в себе. Это также негативно сказывается на развитии способностей ребенка и становлении личности;

посещать психологические тренинги, программа которых специальным образом направлена на формирование способностей родителей лучше понимать чувства и желания детей, поддерживать в случае неудач, настраивать на успех, создавая условия для лучшего усвоения знаний и развития творческих способностей.

Уважаемые учителя и дорогие родители! Ваше великое предназначение — воспитывать и обучать детей, сопровождая этот важный процесс проявлением любви, доброты и мудрости. В эту непростую для подростка пору — пору экзаменов — взрослым следует помнить, что гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, чем получить непременную пятерку или заветную медаль ценой будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы выпускник твердо знал: какую бы отметку он ни получил на экзамене, какая бы неудача его ни постигла, любовь и вера в него родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен он будет сдавать увереннее и спокойнее. Поддержка и похвала (но в меру!) – то, в чем особенно нуждаются подростки в экзаменационную пору.

Валентина Михайловна Даринская

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

125 queries in 0,585 seconds