Как сохранить зрение ребенка

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Не секрет, что в современных школах на детей ложится очень серьезная нагрузка. Сами педагоги признают, что она отрицательно сказывается на здоровье учеников и не соответствует их физиологическим возможностям. Дети слишком много времени проводят за уроками, мало двигаются. Прибавим к этому неблагоприятную экологическую обстановку, влияние компьютера и телевизора. Так как сохранить зрение ребенка?

Вспомните свое детство. Разве вам хотелось просиживать целый день в школе, делать уроки, зубрить и решать примеры? Думаю, что нет. Правда, первое время ребенок идет в школу с охотой и возвращается с сияющим от счастья лицом и блестящими глазами. Он радостно сообщает родителям о произошедшем за день: чему он научился, что рассказывала учительница. Но почему-то этот энтузиазм довольно быстро угасает. Если в первом-втором классах у ребенка еще есть какой-то интерес и желание ходить в школу, то в последующие годы они сходят на нет.

Почему так происходит и как сохранить зрение ребенка?

Может, дело в индивидуальных особенностях каждого ребенка? Конечно, у разных детей разные способности к учебе. Одному удается многое, другому – меньше. Есть также различия в воспитании. Одни послушно делают то, что им говорят взрослые, а другие – нет. Но основная масса школьников часто жалуется на усталость, на то, что они не успевают выполнять заданное, что на них сваливается большой объем информации. Это вызывает у детей нежелание учиться, плохое самочувствие, стресс, ухудшение здоровья. Еще бы! Если учесть время, проведенное в школе и затраченное на приготовление домашнего задания, то «рабочий» день ученика длится до 12 часов! Разве можно давать такую нагрузку детскому организму? Когда же играть, веселиться? Мы крадем у наших детей детство! Мы жалуемся на ухудшение их здоровья, а им некогда даже погонять мяч. Ребенок сидит в школе, потом приходит домой и делает уроки допоздна. И все, на что остается время, – это посмотреть телевизор или поиграть в компьютер, что также сомнительно с точки зрения пользы для здоровья.

Недостатки системы образования налицо. Это и нерациональная организация учебного процесса, и непомерная нагрузка, и недостаточный профессионализм педагогов, и еще масса других причин. В итоге мы имеем неутешительные результаты. Одним из самых распространенных недугов среди школьников является ослабление зрения. На нем я и хотел бы остановиться поподробнее.

Kak_sohranit_zrenie_rebenka1Я сам с детства имею проблемы со зрением, поэтому не понаслышке знаю, каково это. Естественно, я начал изучать эту проблему еще с ранних лет, когда она, собственно, и появилась. Так часто бывает, что больной не хуже врача знает про свою болезнь. Консервативные офтальмологи утверждают, что проблемы со зрением появляются у детей чаще всего после третьего класса. У меня так и было. Причиной этого они называют детскую невнимательность и неусидчивость – мол, часто крутится и вертится по сторонам. Это и вызывает ослабление зрения. Однако еще в детском возрасте эта информация меня смутила. Я был вполне послушным ребенком, не крутился, не вертелся. Наоборот, именно те дети, которые не могли усидеть на месте, обладали прекрасным зрением. Не совпадает практика с теорией. Я решил разобраться. Стал изучать литературу альтернативных источников и сделал вывод: ослабление зрения у детей происходит из-за психического напряжения, которое, в свою очередь, вызвано принудительным характером обучения! То есть вся система обучения основана на принуждении ребенка к учебе. Это в самом прямом смысле слова насилие. Учитель все время призывает учеников смотреть на доску. Если ребенок послушный, то он делает усилие и смотрит. Двоечники редко направляют свой взор на доску. Таким образом, пристальное смотрение вызывает напряжение психики, которое и приводит к ухудшению зрения. Нужно сказать, что сама школьная доска – весьма несовершенное изобретение. Только одно это может вызвать напряжение. Она часто дает блики, что при разглядывании с острого угла вызывает дополнительные неудобства. Ребенок еще больше вынужден всматриваться в написанное, чтобы лучше видеть незнакомые символы. Учитель заставляет внимательно его слушать и смотреть на доску. И ученик волей-неволей начинает косить глаза, напрягать их, чтобы лучше рассотреть. При этом чем больше усилий он прилагает, тем хуже видит. И так день за днем, год за годом ребенок напрягает свои глаза и в результате – надевает очки. И уже после пятого-шестого класса процент детей, нуждающихся в очках, значительно повышается. Сейчас в нашем обществе сложилось мнение, что носить очки –престижно. Это якобы является показателем ума. Но на самом деле ребенок в очках – это беда и аномалия. Для человека не может быть естественным носить инородный предмет на лице.

Внешние причины, вредящие зрению школьника, общеизвестны. О них много написано. Хотелось бы остановиться на других. Весь процесс обучения в школе или институте построен таким образом, что человек вынужден постоянно думать о получении хороших оценок, а не о получении знаний. Школа и институт в лучшем случае тренируют память, а не способность анализировать. К обучению же маленьких детей нужно подходить особенно деликатно. Ребенок не будет слушать то, что ему неинтересно. И потому, если учитель преподает сухо, ученик начинает отвлекаться. Видя это, преподаватель стремится направить внимание ученика на себя, к доске, хочет заставить ребенка слушать любым способом. Это принуждение, которое и вызывает напряжение психики ребенка. К тому же родители сами заставляют ребенка слушать учителя. Получается, что маленький человек находится между двух огней. И учитель, и родители заставляют его учиться, делать то, что ему не нравится. Ему ничего не остается, как послушаться (если он послушный) и заставлять себя принудительно пялиться на доску. А принуждение само по себе вызывает напряжение глаз. Такое насилие происходит из года в год. Результат мы видим налицо. Это проблемы не только со зрением, но и общее недомогание школьника, стресс и хроническая усталость.

Ребенок не будет слушать то, что ему неинтересно. И потому, если учитель преподает сухо, ученик начинает отвлекаться. Видя это, преподаватель стремится направить внимание ученика на себя, к доске, хочет заставить ребенка слушать любым способом. Это принуждение, которое и вызывает напряжение психики ребенка. К тому же, родители сами заставляют ребенка слушать учителя. Получается, что маленький человек находится между двух огней.

Каков же выход?

Рекомендацией для педагогов будет следующее: научитесь преподавать школьную программу так, чтобы детям было интересно, чтобы они сами внимательно вас слушали без постоянного контроля. Помните, что дети любят игру. Когда урок будет проходить в игровой форме, то ребята сами будут хотеть учиться.

Ну а что могут сделать родители, если хорошего педагога все-таки нет?

Научите своих детей расслаблять глаза и поддерживать это расслабление даже под прессингом психического напряжения. Добиться этого нелегко, но возможно. Давайте детям время для расслабления, отдыха, игры и занятия спортом. Это необходимо для компенсации ежедневного напряжения, которому они подвергаются в школе. Здоровье не купишь, без него уже ничто не будет важно для человека.

А если ребенок захочет чего-нибудь добиться в жизни, то он обязательно этого добьется.

Роман Ошарин,
специалист по эзотерической психологии

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

121 queries in 0,638 seconds