Мелкая моторика рук: есть проблемы?

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Одной из частых жалоб родителей являются сетования на плохое развитие речи ребенка. Можно услышать: «Соседкий Коля в год уже целыми предложениями говорил, а наш в три года слово произнести не может». На такое положение дел влияние оказывают многие факторы. Одним из главных является мелкая моторика рук и ее развитие.

Что такое мелкая моторика рук?

Мелкая моторика рук – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной в выполнении мелких и точечных движений кистями и пальцами рук.

Мелкая моторика рук развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предметы, после появляются навыки перекладывания их из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку, ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более сложными и разнообразными.

Eсли вы не хотите проблем с задержкой речи у трехлетки или письмом у первоклассника, начинать соответствующие развивающие занятия надо рано, буквально через пару месяцев после рождения малыша.

Для пользы руки

Педагоги и психологи рекомендуют начинать развитие мелкой моторики рук ребенка с грудничкового возраста. Младенцу можно массировать пальчики, с детками после полугода играть в сороку-ворону или другие пальчиковые игры. Например, нежно поглаживая большой пальчик малыша, скажите ему: «Пальчик-мальчик, где ты был?» Теперь соедините большой пальчик с указательным и произнесите: «С этим пальцем в лес ходил». Прикоснувшись к среднему, произнесите: «С этим пальцем щи варил». Повторив те же действия с оставшимися пальчиками, говорим: «С этим пальцем кашу ел, с этим пальцем песни пел». Малышам обычно очень нравится эта игра, времени она много не занимает, зато польза огромная, ведь таким образом мы развиваем мелкую моторику.

Движения руки ребенка формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Игры, упражнения на развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. В их процессе улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Как часто приходится слышать: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи, разбираются в азах грамоты и математики, знают об окружающем мире. Вот только рука неразвита. Пишут медленно, неуверенно». Родители тоже волнуются: «Чем больше пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчек не видит, интервалов между буквами не соблюдает».

Развит мозг, неразвита рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни. Но это не должно ввергать родителей и педагогов в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать.

Как вы думаете, чем объясняется популярность пальчиковых игр в наши дни? И почему уровень речевого развития детей снизился за последние 5 – 10 лет? Прежде всего потому, что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Они больше смотрят и слушают. Малыши редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики. Это очень любимые мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, а значит, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и дальнейшем. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и эти движения были достаточно энергичными.

Волшебные шнурки

Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками. Важно помнить: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру. К примеру, если крохе нравится рисовать, разнообразьте этот процесс, предложив малышу вместо кисточки ватные тампоны, а то и вовсе предложите ему порисовать пальчиками. Или займитесь с малышом изготовлением поделок из природных материалов. Главное, помните, что любое из занятий требует от детей усидчивости и терпения. Поэтому работу с материалом следует начинать со знакомства с ним: рассматриваем, обследуем, говорим о применении.

Вот игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми с самого раннего возраста:

пальчиковый бассейн. В коробку, глубокую миску, маленький надувной бассейн насыпается крупа (горох, рис, гречка) или фасоль, ребенок в нем ищет какой-либо предмет. Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить во избежание попадания мелких предметов в рот;
пальчиковая гимнастика. Она позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение тактильных ощущений улучшает запоминание стихотворного текста;
шнуровка, застежки, кнопки, молнии – в быту мы часто сталкиваемся с этими предметами;
массаж – самомассаж – растирание ладоней, каждого пальца отдельно, катание между пальцами карандаша-шестигранника, ореха;
игры с крупой. Ею можно рисовать дорожки, следы, узоры, сортировать;
игра «Собери бусы» — нанизывание бусин на леску по схеме. Бусы можно изготовить из макарон, соленого теста;
спички, палочки, пуговицы. С их помощью можно выкладывать различные рисунки;
мозаика;
баночки, тюбики, крышки. Можно в них насыпать крупу, песок, переливать воду, откручивать и закручивать крышечки, подбирая их по цвету и размеру;
графические упражнения – работа на листе в клетку, штриховка, обводка;
работа с бумагой – разрывать, распрямлять, мять, резать, сгибать, оригами;
игры с тканью — выбрать на ощупь с закрытыми глазами образец, переплетение;
конструктор, игра «Геоконт» (фанерный планшет с гвоздиками, расположенными особым образом, и набором цветных резинок);
шнуровки – завязывание и развязывание узелков, их перебирание. Плетение косичек, макраме;
игры с прищепками;
лепка из пластилина, соленого теста – отрывание, катание, лепка, сжимание, размазывание;
игры с водой – наливание в различные емкости, переливание, капание из пипетки;
теневой театр;
игры с песком.

Примеры:

Материал: менажница, разные сорта орехов (семян, пуговицы). Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребенку ощупать один из них и кладет его в пустое отделение. Малыш делает это и сортирует орехи по видам.

Материал: мешочек, в котором лежат разные предметы (камешек, карандаш, монетка, бутылочка, воронка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка). Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку. Так все предметы выкладываются на стол, затем складываются опять в мешочек. Ребенок повторяет упражнение.

Постарайтесь проявить как можно больше фантазии в играх с малышом, в придумывании новых игрушек или приспособлений.И помните: мелкая моторика – не самоцель, поэтому не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся. Пробуйте другие упражнения.

Елена Валентиновна Полозова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

123 queries in 0,569 seconds