Нарушение речи у детей. Причины нарушения речи у ребенка.

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым ее проявлением является крик, который в дальнейшем сменяет гуление и фраза. 

Речевое развитие в норме представляет собой несколько периодов:

2-3 мес.                       На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение

                                   гласных звуков, близких к «а», «ы», «у»,                                          

                                   возможно в сочетании с согласным «г».

7-9 мес.                       Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя»,

                                   «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-13 мес.                     Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов.

                                   Это слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д.

2-3 года.                      В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения.

Выше я рассказала о речевом развитии ребенка в норме. Любое отклонение от нее требует консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что необходимо обращаться к логопеду после 5 лет. Но, при тяжелых нарушениях речи, к пяти годам многое может быть упущено, и приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно гораздо эффективнее помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Уважаемые родители, очень важно общаться с ребенком, рассказывать ему о том, что вас окружает, предметах (с рождения – приветствие и проговаривание действий мамы или человека, ухаживающего за ребенком, например – «это соска», «это погремушка», с года возможно уточнять цвет и форму предмета – «это большой красный мяч») и явлениях природы, всеми способами провоцировать желание ребенка ответить. Если Вы видите, что у ребенка задерживается развитие речи (возможно, в сравнении со старшим ребенком в семье, с ровесниками на детской площадке), не обязательно обращаться к докторам –
невропатологам, педиатрам, которые назначают медикаментозное лечение. В таких ситуациях помощь может оказать именно логопед-педагог.

Хотелось бы немного остановиться на причинах нарушения речи у детей, которые обусловлены биологическими, психологическими и социальными факторами:

• внутриутробной патологией (когда может быть повреждена центральная нервная система, частью которой являются речевые зоны головного мозга);

• наследственной предрасположенностью и различными генетическими аномалиями (на развитие речи влияют многие факторы: посадка зубов, форма прикуса, особенности речевых зон мозга);

• последствиями неблагоприятных родов (результатом родовых травм может стать повреждение речевых зон мозга);

• различныеми заболеваниями раннего возраста (это могут быть вирусные инфекции, травмы и повреждения головного мозга и лицевого скелета, длительные простудные заболевания, отит).

На развитие речи ребенка также оказывает влияние и социально-бытовая обстановка. Важным моментом является стремление подражать старшим, когда малыш имитирует взрослых с дефектом речи. Для того чтобы ребенок разговаривал, необходимо постоянно работать с ним над совершенствованием его речи. В этом помогают диалоги, чтение книг, специальные игры.

Прежде, чем приступить к работе с ребенком, квалифицированный логопед проводит обследование и полную диагностику его развития и речи (изучение анамнеза, генетических предрасположенностей у ребенка, его заболеваний в период до двух лет – составление речевой карты ребенка), с целью выявления структуры дефекта и определения программы коррекции.

После постановки диагноза и подбора методики развития или коррекции речи логопед занимается с ребенком :

• развитием мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика);

• обогащением словаря;

• логопедическим массажем (ручными, логопедическими зондами);

• коррекцией всех речевых нарушений;

• индивидуальными консультациями родителей (рекомендации родителям при выполнении домашних заданий для закрепления полученных навыков с целью успешного усвоения речевого материала);

• постановкой звуков, их автоматизацией и дифференциацией;

• подготовкой к школе ( относится к старшим дошкольникам).

Все занятия проводятся индивидуально, с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Такой игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь становится нормальной.

Когда и чем стоит заниматься для развития моторики

Начинать занятия с малышом нужно уже с двухмесячного возраста. 
В возрасте 2-10 месяцев почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки»

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели!

С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно: начинаем пользоваться складными матрешками, пирамидками – пусть ребенок играет ими.

В возрасте от года можно присоединить игру с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие.

С полутора лет практикуйте:

- застегивание пуговиц, завязывание шнурков, умение завязывать и развязывать узлов;

- цветные клубки нитей для перематывания;

- мячики для тренировки мускулатуры кисти;

- наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями (стеклянные, деревянные камешки, морская галька);

- дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;

- счетные палочки для выкладывания узоров;

- безопасные проволочки для создания узоров и фигурок.

И помните: пусть игры будут интересными и короткими – даже пяти минут в день достаточно для развития ребенка! Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы – уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес.

Однако польза от пальчиковой гимнастики будет более эффективной при квалифицированной помощи практикующего логопеда-педагога, и подобранных им методов по устранению нарушений речи для каждого ребенка индивидуально! Уважаемые родители, если у Вашего ребенка имеются нарушения в развитии речи или произношении – убедительно прошу Вас обратиться за консультацией к специалисту, а именно, к логопеду-педагогу! Ведь развитая, четкая, красивая речь – залог благоприятного будущего ребенка!

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают игры-потешки.
Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!

Анна Алексеевна Суркова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

92 queries in 0,454 seconds