Об особенностях детской памяти

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Период раннего детства – это важнейший стартовый этап в жизни человека, период бурного развития, и ни в каком другом возрасте ребенок так быстро не растет и не развивается. Но очень часто родители недоумевают: почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?..

«Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в высокой степени».

Квинтилиан, «Риторические наставления»

В раннем возрасте у малыша преобладает непроизвольное запоминание, а объем и тип запоминаемой информации зависят от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Чем больше внимания уделяют родители развитию данных способностей, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка и тем в большей степени он будет подготовлен к школе. Считается, что дети в раннем возрасте одарены памятью в самой высокой степени.

В самом начале школьного обучения у ребенка преобладает непроизвольное запоминание: след в детской памяти оставляет то, что интересно и привлекает внимание. Но он уже может применять и способ произвольного запоминания. Детям 7–8 лет легче заучить, чем осмыслить учебный материал. Однако произвольный и непроизвольный виды запоминания практически не пересекаются на данном этапе развития, и с годами способ механического запоминания входит в привычку.

Современные школьники часами зубрят домашнее задание, нередко обращаясь за помощью к родителям или репетиторам. Именно на домашнее задание возложена миссия повторения и закрепления пройденного на уроке материала. И как ни странно, именно механически заученные сведения улетучиваются из головы ученика быстрее всего.

Основной задачей взрослых в этот период является научить ребенка различным способам и методам продуктивного опосредованного запоминания информации. Но есть дети, которым вовремя не помогли и которых не научили правильно использовать возможности их памяти.

Современным детям необходимо не только научиться быть внимательными и сосредоточенными, но и овладеть основами результативного произвольного запоминания информации.

Другими словами – иметь навык определенных мыслительных действий, ведущих к сохранению информации не в результате заучивания, а вследствие формирования наглядных образов, которые при необходимости можно запомнить в большом объеме и потом легко извлечь из памяти.

У школьника необходимо формировать способность визуализировать словесный материал и навык устанавливать искусственные связи, подводя ребенка к умению работать с информацией разных видов. И одновременно – показывать, каким образом с помощью главных мыслительных умений (анализа, сопоставления, обобщения), которые лежат в основе процесса познания, можно легко, быстро и интересно запомнить совершенно неинтересную информацию. Тем самым мы помогаем сделать процесс обучения позитивным и увлекательным. Все это формирует у детей основу успешного обучения – способность к самоорганизации, умение четко и ясно выражать свои мысли.

Уважаемые родители, давайте обеспечим нашим детям возможность стать самоорганизованными, высокомотивированными, способными к саморазвитию, а проще говоря – стать успешными во всех их начинаниях! А секрет успеха – развитая память вашего ребенка…

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

119 queries in 0,569 seconds