Особенные дети

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Всеобщая декларация независимости ООН начинается так: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах». Вероятно, требуется уточнение: рождаются они равными, но разными. И некоторые — совсем другими по сравнению с большинством. Речь идет о детях с нарушениями развития, особенными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Какая это драма – рождение такого ребенка, в полной мере понимают только его родители. Они чаще всего остаются один на один со своей бедой, с попытками помочь малышу, вечными мыслями о том, как он будет жить, когда не станет их, его родителей, в нашем немилосердном обществе.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, которое является социально-медицинской проблемой во всех странах мира. Оно занимает одно из ведущих мест среди хронических болезней детей и взрослых и является наиболее частой причиной инвалидности. Имеет тенденцию к увеличению распространенности. При этом состоянии имеются нарушения движений и позы, вызванные повреждением определенных зон головного мозга, контролирующих деятельность мышц. Они могут сочетаться с изменениями психики, речи, слуха, зрения, судорожными припадками, расстройствами чувствительности.

Заболевание возникает вследствие нарушения развития плода или повреждения его головного мозга во время беременности, родов и короткого периода после родов под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Установить однозначную связь между ними и развитием нарушений в состоянии здоровья удается не всегда, а в ряде случаев и вообще невозможно.

Церебральный паралич не может быть обнаружен до тех пор, пока у ребенка не выявляется задержка формирования движений, позы и равновесия, необходимых для сидения и стояния. В их основе лежат рефлекторные реакции двух типов: выпрямления и равновесия. Они при рождении отсутствуют. Первыми начинают формироваться реакции выпрямления, появляющиеся в конце периода новорожденности. А во втором полугодии жизни к ним присоединяются реакции равновесия. По мере роста ребенка эти реакции усложняются, модифицируются и дают возможность приобретать и сохранять правильную позу, противодействуя силе тяжести, и при этом одновременно осуществлять произвольные движения. Иными словами, безусловные рефлексы угасают, а на их основе формируются условные установочные реакции.

Правильное развитие ребенка возможно при нормальном мышечном тонусе, который, в свою очередь, зависит от своевременного формирования реакций выпрямления и равновесия. Развитие малыша наиболее интенсивно стимулируется в положении на животе. При ДЦП в результате поражения мозга взаимосвязи нарушены. Отмечается замедление формирования установочных рефлексов, дискоординируется мышечная деятельность, искажается физиологическое соотношение мышц и связочного аппарата, что способствует нарушению формирования движений. При спастических формах чрезмерная тоническая активность одних мышц рефлекторно приводит к понижению тонуса противоборствующих мышц (антагонистов). А это в свою очередь способствует патологическим позам, деформациям и контрактурам. В каждом случае эти проявления индивидуальны.

Нарушения регуляции движения и позы варьируются от едва заметных до весьма очевидных. У одних детей имеется лишь легкая слабость и прихрамывание, в то время как у других затруднены такие действия, как ползание, ходьба, речь, прием пищи, а некоторые малыши не в состоянии садиться из положения лежа без посторонней помощи. При наиболее тяжелой степени заболевания пациенты нуждаются в постороннем уходе на протяжении всей жизни.

Медицинские вопросы

Обычно выделяют три типа характерных расстройств ДЦП: спастичность, атетоз (гиперкинезы) и атаксию. При спастических формах мышечный тонус в пораженных конечностях повышен. У детей наблюдается замедление роста костей, а отсюда укорочение длины пораженных конечностей. Вследствие значительного повышения мышечного тонуса формируются порочные установки туловища и конечностей, иногда до степени контрактур. При атетозе (гиперкинетической форме) страдают более глубокие отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию координации движений, равновесия и качества движений. Под атетозом понимают непроизвольные, медленные, причудливые движения конечностей и туловища, внешне напоминающие червеобразные. При этом типе ЦП у детей также могут наблюдаться и особые, быстрые, отрывистые движения типа подергиваний (хорея) или медленные движения, сопровождающиеся изменениями мышечного тонуса (дистония). Именно непроизвольные движения часто приводят к трудностям ходьбы, поддержанию равновесия тела, нарушениям речи и глотания. Атетоидные движения часто усиливаются, когда ребенок расстроен; во сне они исчезают. Наименее распространен атактический тип ДЦП, при котором нарушена координация движений и равновесие. Форма характеризуется низким мышечным тонусом.

Таким образом, нарушения передвижения и манипулятивной функции рук, а также психики, речи, слуха, зрения, судорожные припадки приводят к различным видам ограничений жизнедеятельности: самообслуживания, общения и обучения, ограничения в выборе образовательной программы и профессии. Очень важно определить, что является основной причиной ограничения жизнедеятельности и социальной адаптации, оценить реабилитационные возможности и определить прогноз заболевания и цель реабилитации. Это будет способствовать построению индивидуальной программы с адекватными лечебными и коррекционными мерами воздействия, направленными на как можно более полное приспособление ребенка к жизненным условиям.

Законы успеха

При определении прогноза у детей с ДЦП основным неблагоприятным признаком считают начало сидения после двух лет. В плане возможностей социальной адаптации можно отметить, что хороший результат наиболее вероятен при спастической гемиплегии и спастической диплегии. Но на прогноз социальной адаптации оказывают влияние и сопутствующие нарушения. По мере роста ребенка могут изменяться потенциал, цели и задачи реабилитации.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП включает в себя оказание медицинской, психологической, педагогической, социальной и логопедической помощи, обеспечение наиболее полной социальной интеграции, общего и профессионального обучения. Важным условием является взаимодействие специалистов разного профиля в процессах диагностики, лечения, коррекции, сопровождения ребенка с ДЦП и его семьи. И, конечно, при активном участии в реабилитации родителей.

В медицинскую коррекцию ДЦП входит медикаментозная терапия, физиотерапия, использование различных устройств и приспособлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто- и нейрохирургическое лечение и другие методы.

Многолетние исследования свидетельствуют о том, что восстановительные программы могут быть эффективными только в условиях раннего начала с последующим систематическим лечением в течение многих лет. Эта необходимость диктуется высокой пластичностью и максимальными адаптационными возможностями мозга в первые годы жизни. Направленная тренировка различных навыков наиболее значима в период бурного становления двигательных, речевых и психических функций (до трех лет). Программа реабилитации предусматривает одновременное воздействие на различные уровни мозга. Успех лечебных мероприятий зависит от совместных усилий и постановки конкретных и актуальных целей реабилитации с учетом имеющихся возможностей. При этом имеет смысл придерживаться формулы выбора (хочу – могу – надо) с учетом возрастных и физических, а также психо-эмоциональных и интеллектуальных возможностей ребенка. Обучение движениям должно идти параллельно приобретению сенсорного (чувственного) опыта и полностью зависит от него. Занятия лечебной гимнастикой могут сочетаться с психолого-логопедической коррекцией. Безусловно, проведение реабилитационных мероприятий должно быть непрерывно в условиях стационара, поликлиники, санатория, реабилитационного центра и дома.

Необходимо стремиться к приближению уровня занятости ребенка с ограничением здоровья к уровню занятости его сверстников без таковых ограничений. Надо развивать уровень общих знаний и образовательных навыков. Занятия физкультурой в зависимости от способностей и интереса ребенка (плавание, настольный теннис, шахматы, шашки, городки, конный спорт, лыжи, занятия в тренажерном зале с общефизической и специальной нагрузкой), кружки, имеющие различную направленность (радиоэлектроника, компьютер, прикладное искусство и домоводство) позволят расширить диапазон интересов ребенка и крут его общения. Кроме того, конечно, не надо забывать об активном отдыхе, играть с крохой в те игры, которые интересны и доступны ему на улице и дома, посещать с ним театр, цирк, художественные выставки.

Надо признать, если сам ребенок не заинтересован или у него недостаточно воли стать частью общества и использовать для этого имеющиеся вспомогательные устройства, если общество с его структурой и моралью не дает такой возможности, изоляция берет верх над интеграцией.

Возможно, когда родители узнают о диагнозе своего малыша, то испытают массу самых разнообразных чувств от отчаяния, боли и опустошенности до обиды, раздражения и озлобленности. Может быть, у них возникнет потребность обвинить себя, всех и вся вокруг за то несчастье, что вошло в их дом. Но не надо отчаиваться, пробуйте с помощью специалистов заново знакомиться со своим ребенком, учиться понимать его и воспринимать таким, каков он есть, учитывая индивидуальные особенности.

Никто и никогда не может быть готов к рождению больного ребенка. Важно, чтобы родители были активны в вопросах развития детей с ограничениями здоровья, создавали ассоциации, имели возможность общаться и обсуждать те проблемы, которые неизбежно возникают при воспитании ребенка с подобными нарушениями. Задача состоит в том, чтобы мы научили наших детей жить и быть счастливыми.

Вера Юрьевна Авдонина

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

122 queries in 0,507 seconds