Пишем грамотно

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

С момента, когда ребенок начинает выводить первые буквы, школа и родители стараются научить его делать это без ошибок. Но кому-то удаются сложные речевые обороты, а кому-то трудно написать правильно даже самые распространенные слова. Как научить ребенка грамотности?

Письменная речь – знаковое выражение устной, где грамотность выступает свидетельством образованности человека. Грамотность не передается по наследству. Это навык, для приобретения которого необходимо приложить немало усилий. Отечественный психолог Л.C. Выготский отмечал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему». То есть ребенок попросту не понимает, зачем надо владеть письменной речью, ведь со сверстниками и родителями он может объясниться и с помощью устной.

Успешному усвоению крохой навыков чтения и письма способствует определенный уровень развития фонематического восприятия речи, то есть умения различать ее звуки на слух. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать с ошибками из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентацию. В той или иной степени подобные явления наблюдаются у 70% детей. Уровень грамотности зависит от работы больших полушарий головного мозга, точнее сказать, их взаимодействия. Правое полушарие отвечает за целостный образ того или иного предмета, а левое за его правильное название и написание. Чаще всего страдают базально-лобные отделы. Они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Снижение интенсивности этого процесса может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках.

Чтобы помочь ребенку не делать ту или иную ошибку, нужно понять, почему он ее делает, то есть установить, какие механизмы не срабатывают в его сознании в момент письма, а какие срабатывают, но некстати. Отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия писал: «…акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Три основных аспекта грамотности:

- нейропсихологический (функциональная готовность к письму);

- социально-педагогический (характер общения ребенка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению);

- психологический (мотивация к письму и чтению и обучению в целом).

Все эти аспекты являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие головного мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. Это возможно, если малыш живет в хороших экологических условиях, его мозг активно насыщается кислородом во время ежедневных прогулок, а также он общается со сверстниками посредством различных подвижных или ролевых игр, занимается физической культурой. К сожалению, без соответствующей коррекции безграмотность может сохраняться и в зрелом возрасте.

Книга — друг ребенка

Как помочь малышу писать без ошибок? Внимательно понаблюдайте, как работает ребенок, в чем затрудняется. Попробуйте сначала изменить тактику объяснения, темп работы, использовать многократное повторение. При этом не раздражайтесь, не спешите, будьте терпеливы.

Согласно классической психологии, механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, грамотного письма, формируются в игре. В ходе этой деятельности ребенок проходит все стадии игрового развития, от предметной до ролевой. У него вырабатывается произвольность, то есть умение следовать правилам (именно эта функция отстает особенно в связи с отсутствием групповых ролевых игр), развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, внимание, память, логическое мышление. Все это необходимо для овладения языком, а игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения.

Важным помощником для освоения навыка правописания является книга. Ребенок, неоднократно встречая в ней какое-либо написанное слово, запоминает его, а развивающаяся при этом зрительная память способствует в последующем правильному его написанию.

Если такая неспецифическая помощъ малоэффективна, нужно искать другие, более глубокие причины, и использовать специфические методы коррекции. В этом вам помогут нейропсихолог, логопед, психолог. Только комплексное сопровождение способно оказать должный эффект. Наряду с лекарственными средствами, направленными на уменьшение степени выраженности симптома, активно применяются физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, логопедическая и психологическая работа по коррекции межполушарного взаимодействия и развитию речи.

Особенность письма как комплексного навыка заключается в интеграции и координации всех операций — навыков символизации, моделировании звуковой структуры слова, графомоторных умений. В зависимости от ситуации, при письме ребенок может опираться на зрительную или моторную память, использовать прием подбора аналогий, развернутую систему правил.

Примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

- отсутствие пропусков между словами и предложениями;

- несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса;

- зеркальное написание букв;

- повторение одной и той же буквы;

- замена букв, сходных по начертанию;

- ошибки в ударных слогах;

- пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов;

- забывание редко встречающихся букв (ъ, э).

Маме на заметку

Несмотря на многочисленные обращения педагогов, психологов и физиологов, вопрос о безотрывном письме по-прежнему не пересмотрен, и ребенку при написании буквы необходимо иметь в виду не только следующую, но и стоящую за ней. Программные требования выдвигают на первый план техническую сторону чтения в ущерб содержательной. Понимание читаемого возникает, если ребенок читает 45-50 слов в минуту. При этом следует учитывать, что сниженный темп чтения также влияет на понимание, особенно если ребенок допускает значительное количество ошибок, искажает слова, пользуется угадывающим чтением. Оценка полноты понимания происходит на основе подсчета количества правильно воспроизведенных частей текста и степени выраженности главной его мысли. Поэтому не только просите ребенка пересказывать текст, но и задавайте ему вопросы.

Все перечисленные проблемы влияют на настроение крохи, а отсутствие успеха на занятиях приводит не только к потере интереса к предмету, но и снижает учебную мотивацию в целом.

Светлана Алексеевна Сысоева

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

97 queries in 0,538 seconds