Приучаем малыша к горшку

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Вопросы, связанные с приучением ребенка к горшку, относятся к наиболее тревожащим родителей, поскольку его использование является первым этапом в обучении контролю и опрятности.

Мамы и папы часто начинают процесс приучения к горшку гораздо раньше того возраста, в котором ребенок готов овладеть этим навыком. Нередки случаи, когда родители высаживают годовалого, а то и девятимесячного ребенка на горшок по определенным часам, приучают писать в тазик, ведерко, подготавливая таким образом почву к самостоятельному пользованию горшком. При этом обеспокоенные вопросами чистоплотности и опрятности мамы и папы забывают один очень важный момент — в столь раннем возрасте у ребенка сознательного контроля не формируется, происходит лишь приобретение рефлекса, и в любой момент может произойти сбой. Малыш принципиально перестает проситься писать и какать, продолжая пачкать штанишки.

Сознательный контроль над функциями выделения формируется к полутора годам. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что необходимый уровень созревания нервной системы для осуществления самостоятельной дефекации и мочеиспускания наступает где-то в возрасте 20-24 месяцев. Значит, только к этому возрасту ребенок начнет понимать связь между позывом, процессом и сможет задержать его настолько, чтобы успеть сделать все «дела» в горшок.

Физиологическая готовность в этом возрасте совпадает с психологическими предпосылками — интересом к процессам выделения и контроля ребенка над своими способностями. Согласно психоаналитическому подходу малыши в возрасте полутора-трех лет проходят важную, так называемою анальную стадию развития. В это время ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию, расширяет сферу управления собственным телом, приобщается к процессам социализации. Удовлетворение физиологических потребностей начинает доставлять ему удовольствие, и становятся очень важными положительные и отрицательные эмоции взрослых на его действия.

Не ругай, мама!

В период приучения к горшку ребенок приобретает способность управлять процессами дефекации и мочеиспускания и открывает для себя возможность манипулирования как продуктами собственной деятельности, так и окружающими его людьми. Он начинает понимать, что может очищать свой кишечник не только тогда, когда его сажают на горшок, но и по своему усмотрению, желанию.

Осуждение со стороны взрослых и возможное наказание за недостойное поведение, испачканные колготки способно привести в лучшем случае к отказу ребенка от горшка, а в худшем к формированию различного рода страхов, связанных с неспособностью осуществлять контроль над дефекацией и мочеиспусканием, вспышкам гнева, замкнутости, вызванной чувством стыда.

Своевременное и самостоятельное же достижение малышом контроля за своими выделительными функциями напротив ведет к формированию самоуважения, умения контролировать эмоции, гибкости мышления и аккуратности. Обязательно похвалите малыша за правильное использование горшка, чтобы в дальнейшем вызвать приятные ассоциации с этим процессом. Не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать самостоятельно, предоставьте ему свободу самому действовать в таком интимном деле.

Вполне вероятно, ребенок будет стараться все сделать правильно, но не всегда успевать, а может даже захочет поиграться с содержимым горшка. Подобное исследование пополняет копилку опыта ребенка, с его точки зрения это нисколечко не противно, и неправильно навязывать малышу взрослые стереотипы.

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Какой горшок выбрать?

Принципиально важной является и внешняя сторона вопроса, а именно выбор горшка. К полутора годам уже можно идти за ним. Совет — предоставить ребенку самому выбрать себе горшок — не всегда актуален. Конечно, малышу понравится яркий горшок в виде игрушки, но это только дезинформирует ребенка, он не сразу начнет понимать настоящую суть горшка. Он должен быть прост и функционален. Не стоит покупать также и музыкальные горшки, а также похожие на креслица и стульчики, это чревато тем, что потом ребенок писается, садясь на стул или даже в автокресло.

И главное — не промахнитесь с размером горшочка и его устойчивостью. Приучать ребенка на слишком маленьком и шатком горшке вам будет неудобно, а попе малыша может быть больно.

Купив ребенку горшок, расскажите ему об его назначении. Отметьте, что теперь он достаточно большой и будет привыкать какать и писать в горшок. В первый раз нужно попробовать «подловить» малыша и высадить его на горшок, при этом рассказать, зачем он нужен. Никакого насилия, если ничего не произойдет, отставьте горшок до следующего раза. Потом, однако, не высаживайте малыша, а после произошедшей «аварии» переложите испачканный подгузник или трусики в горшок, рассказывая и показывая, куда должны попадать экскременты. После нескольких неудачных попыток горшок нужно отставить хотя бы на неделю. Затем приучение можно начать с самого начала.

В этом нелегком деле важно помнить, что у каждого ребенка свой исключительный темп развития, и процесс овладения навыками пользования горшком может не наступать довольно долго. Будьте к своему малышу мягки и нежны, внимательны и выдержанны. Не переживайте и не заставляйте его, а просто следуйте физиологически оправданным советам. И цель будет рано или поздно достигнута.

Ирина Николаевна Грачева

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

122 queries in 0,575 seconds