Развитие органов зрения у детей

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Рост и созревание органов зрения происходит на протяжении всей жизни человек. К моменту рождения ребенок имеет только способность к световосприятию и рефлекс бификсации, то есть изображения каждого глаза стремятся к слиянию. Эти два подарка природы называются центральным и бинокулярным зрением.

Особенно интенсивно их формирование идет в течение первого года жизни. Если в этот период что-то изменит положение глаз (либо будут действовать факторы, снижающие световосприятие), то развитие органов зрения приостановится. Всем известно состояние амблиопии при врожденных формах косоглазия – так называемый «ленивый глаз».

На 2-3 неделе после рождения у ребенка начинается слезопродукция. Если во время беременности имели место факторы недоразвития плода (гистоз мамы), то у новорожденных отмечается стойкое слезотечение, впоследствии приводящее к хроническому воспалению слизистой оболочки глаза.

Неблагоприятные воздействия на организм мамы во время беременности часто способствуют появлению у ребенка врожденных аномалий и заболеваний: глаукомы, катаракты, дермоидных новообразований. Это такие состояния, лечение которых предполагает сложные хирургические вмешательства.

Глаз новорожденного очень мал, и это сказывается на его оптических свойствах, и способности фокусировать световые лучи. Лишь к 7 годам глаза ребенка по размеру становятся практически равны глазам взрослого человека. Часто возрастной гармонии роста не наблюдается, и тогда у детей развиваются «очковые» проблемы: дальнозоркость, близорукость, астигматизм.

К моменту начала школьного периода пирамидные клетки мозга созревают, все зрительные и двигательные функции сформированы, но непрочное взаимодействие глаза с другими отделами нервной системы быстро истощает защитные механизмы.

У учащихся начальных классов часто развиваются функциональные расстройства:

■ неврозы;

■ вегетативная дистония;

■ сложности фокусировки глаз.

Не случайно сложилась традиция профилактического осмотра офтальмолога на первом году жизни. Дело в том, что глаз практически лишен болевых нервных окончаний, и большинство заболеваний никак не проявляется. Проверка основных зрительных функций чаще всего невозможна. Поэтому плановые ежегодные осмотры помогут выявить и врожденную патологию, и различные функциональные нарушения, связанные с особенностью роста ребенка.

Родители! Смотрите в глазки своему малышу. Обращайте внимание на то, как они поставлены, нет ли излишнего слезотечения, симметричны ли зрачки. В ранний дошкольный период важно воспитать у ребенка навыки зрительной гигиены и обращать внимание на его поведение при зрительном сосредоточении (прищуривание, наклон головы). А школьная пора – время максимального внимания к зрительной гигиене.

Следует помнить, что функции и эстетика органов зрения у детей неразделимы, а возможность предотвратить возникновения непоправимых дефектов – в руках заботливых родителей и квалифицированного офтальмолога.

Елена Дмитриевна Дейнека, 
кандидат медицинских наук,
врач-офтальмолог центра клинической офтальмологии «Мединвест»,
доцент кафедры офтальмологии ГБОУ ВПО ВГМА им .Н. Н. Бурденко,
врач высшей квалификационной категории.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

121 queries in 0,610 seconds