Развитие самостоятельности у детей

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

На прием к детскому психологу приходят с разными проблемами, но в процессе консультации часто приходится задавать родителям один вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?» Ответ практически всегда один и тот же: «Счастливым, успешным, здоровым…» Прекрасно! Тогда я задаю следующий вопрос: «А какова основная цель воспитания? Чему мы, родители, должны научить наших детей?» Этот вопрос обычно вызывает замешательство. А ответ здесь очень простой: «Жить без нас». Для этого необходимо, в первую очередь, чтобы ребенок был самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Прежде всего, это умение человека самому, без посторонней помощи, распоряжаться и управлять своей жизнью. Принимать решения и нести ответственность за их последствия. Вопрос детской самостоятельности особенно актуален для родителей, чьи дети пошли в школу. Но начинать воспитывать в ребенке самостоятельность нужно значительно раньше, постепенно и в соответствии с возрастом.

Первые признаки самостоятельности появляются у малышей в 1-2 года. Но ярче всего это проявляется к 3 годам, во время так называемого «кризиса трех лет». В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей, он осваивает различные движения, учится не только ходить, но и исследовать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями, стремятся все делать сами. В это время в речи ребенка появляется: «Я сам!». Если родители наберутся терпения и дадут ребенку делать то, на что он способен, не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой – то есть у него появляется самостоятельность. Но если родители проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, то в дальнейшем это может неблагоприятно отозваться на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.

На развитие самостоятельности влияет общая атмосфера в семье. Хорошо, когда малыш видит, как его близкие помогают друг другу.

Очень важное условие развития самостоятельности – совместная деятельность. Знаменитым русским психологом Львом Выготским было введено такое понятие, как «зона ближайшего развития». В него входит то, что ребенок сначала делает вместе со взрослым, а потом, научившись сам. Так вот, чем больше ребенок делает вместе с мамой, тем больше он будет уметь, когда вырастет. И наоборот. Малыши любят помогать мамам, и если она проявляет терпение, не торопит его, не препятствует, не критикует его неумелые действия, то ребенок будет заниматься этим с удовольствием. Но как часто вместо слов поддержки ребенок слышит: «Быстрей! Не мешай! Не смей! Неумеха! Ты не сможешь! Руки не из того места растут! Давай, я сама!». После этого у него пропадает желание что-либо делать. А потом мы еще и удивляемся, почему наш подросший ребенок не хочет помогать, не знает, чем себя занять, не может разогреть себе обед, не несет ответственности за свои поступки.

Воспитываем с детства

Даже у маленького ребенка в семье могут быть постоянные поручения, соответствующие его возрасту. Он может убирать свои игрушки, поливать цветы, помогать маме накрыть на стол и т.д. Самостоятельность также предполагает умение себя занять, не привлекая к этому взрослых. Важным моментом воспитания самостоятельности является возможность встретиться с отрицательными последствиями своих действий.

Особенно остро проблема самостоятельности, а точнее, «несамостоятельности», проявляется в начальной школе. На мой вопрос, сам ли ребенок делает уроки, большинство родителей отвечает отрицательно. Тут же добавляя, что «программа знаете, какая трудная!» Но школьная программа рассчитана на среднего ученика, значит, ребенок в состоянии сделать домашнее задание сам. Пусть ошибаясь, пусть с помарками, но САМ, приобретая бесценный опыт. Предложите ему свою помощь, если у него не получается задачка, но не надо за него писать сочинение «Как я провел лето», не надо заставлять переписывать целые листы в тетради из-за помарок или кривой линии. Единственный опыт, который получает ребенок при этом: учеба неинтересна, скучна, у него никогда ничего не получится. Самостоятельности это не прибавляет, самооценка также снижается. Дети же на мой вопрос «Ты тот же самый человек, когда получаешь плохую оценку и когда получаешь хорошую?» уверенно отвечают: «Конечно, разный!».

Необходимо помнить: не надо делать за ребенка то, что он может сам сделать. Не надо спешить на помощь, если он об этом не просит. Всячески поощряйте его самостоятельность, подбадривайте ласковым голосом, хвалите, гордитесь им!

Все это приводит к такому явлению, которое психологи называют «выученная беспомощность». Это когда ребенок школьного возраста боится делать что-либо сам, объясняя это тем, что у него не получится, он не умеет, ему страшно и т.п. Причиной этого, чаще всего, является постоянная родительская критика. Кстати, по статистике, среди детей с «выученной беспомощностью» самый большой процент суицидов. Об этом стоит задуматься родителям, постоянно критикующим своих детей из лучших побуждений. Часто бывает, что ребенок не делает уроки без родителей не потому, что не может сам, а потому, что ему просто не хватает их внимания. В этом случае иногда достаточно просто посидеть рядом, не вмешиваясь в процесс. Лучший выход из ситуации – перенести акцент с уроков на какое-нибудь интересное совместное дело. На развитие самостоятельности влияет возможность выбора ребенком, например, кружка, который он хочет посещать, спортивной секции, одежды… Младший школьник может подогреть себе обед, помыть за собой посуду, вынести мусор, позаботиться о домашнем питомце, нести ответственность за учебу в школе, содержать в чистоте свою комнату или уголок.

Как быть дальше?

Подростковый возраст также имеет свои особенности. Это кризисное время, когда родители должны «отпустить» ребенка. Этот процесс называется сепарация, и он взаимный. Чем сильнее родители «держат» ребенка, тем больше сил он тратит на то, чтобы «отделиться».Это трудное время не только для подростка, но и для родителей, но, чем старше ребенок, тем меньше родители должны руководить его жизнью. У него появляется больше прав, но и больше обязанностей. И здесь как раз проявляется то, что было заложено в раннем детстве. Родителям важно понять, что он почти взрослый человек, и определить вместе с ним зону его ответственности и передать эту ответственность ему. Это то, что непосредственно влияет на его жизнь: подъем по утрам, посещение школы, успеваемость, выбор друзей, планы на будущее… В этом возрасте уже вовсю работает логическое мышление, поэтому важно доносить до подростка логические последствия его поступков. Но опять-таки делать это доброжелательным тоном, без критикатнства. Можно составить своеобразный семейный договор, в котором закреплены права и обязанности каждого члена семьи. Позвольте ребенку самому сделать выбор будущей профессии. Вы можете советовать ему, но не настаивать. Подростку поможет ваша вера в него, в то, что он может принимать правильные решения, что он способен добиться успеха, уважение его выбора, поддержка в трудную минуту, а также спокойная, уважительная, доброжелательная и доверительная атмосфера в семье.

Оксана Федоровна Суржина,
 директор Центра развития и лечения
детей «Клякса», детский и подростковый
психолог, семейный психолог

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

121 queries in 0,609 seconds