Спокойствие, только спокойствие!

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Самообладание — умение управлять собой, своими чувствами и действиями, нести ответственность за них. Это очень ценное свойство личности, но его не так просто развить даже взрослому человеку, что уж говорить о ребенке. Но если его с малых лет не научить управлять собою, во взрослой жизни это будет сделать еще труднее.

Первые знания о мире и себе ребенок получает от близкого окружения — родителей и родственников. Они постоянно находятся рядом с малышом и личным примером показывают, как нужно себя вести. Реакции на раздражители, поведение в конфликтах, интонации голоса, жесты, темп речи, часто повторяющиеся фразы откладываются в сознании ребенка и используются им в жизни. Он понимает, когда его хвалят, ругают, пытаются остановить, если впереди опасность. Малыш слышит оценки людей о себе, так формируется его образ. Все это — важные этапы воспитания, через которые закладываются основы личности.

Начинать воспитание ребенка нужно с самого рождения. Воспитателем может быть любой человек. Если нет родителей, то этим занимается кто-то из родственников. Быть педагогом и воспитателем — очень ответственная и сложная роль. Для малыша источником знаний является близкий человек, передающий ему навыки и свойства характера, которыми обладает сам. Если взрослый тревожная, эмоционально неустойчивая личность, то его состояние отражается на ребенке. Крохе будут передаваться и страхи взрослого. Если, например, мама постоянно повышает голос, выражается нецензурными словами, кидает предметы, плачет, то для ребенка это будет болезненным испытанием, которое скажется на его развитии и надолго останется в бессознательном. Он даже может захворать и стать капризным или вялым. Ребенок будет смотреть на мир и видеть в нем страдание и агрессию. В будущем, наблюдая за импульсивностью и несдержанностью родителей, малыш станет повторять их поведение. Если они постоянно пугали его, то он может остаться пугливым на всю жизнь. Если же родители спокойные, понимающие и любящие, то ребенок примет от них эти качества, и они помогут ему вырасти успешным и уверенным в себе человеком.

Поэтому воспитание самообладания у ребенка начинается с личности взрослых людей, которые находятся рядом, будь то родители или люди, заменяющие их, то есть взрослые должны быть сами примером для подражания.

Как нужно вести себя родителям:

говорить спокойно, доброжелательно, без упреков, угроз и обвинений. Излагать свои мысли понятно и доступно. Только так ребенок может услышать и понять вас;

всегда выполнять обещания, отвечать за слова, действия и доводить дело до конца, чтобы ребенок учился ответственности, честности и развивал свою волю;

объяснять малышу причины возникновения тех или иных ситуаций, наказания, вашего гнева и многих других событий, чтобы он понимал, что именно сделал не так;

вести единую политику воспитания. То есть между родными в семье не должно возникать хотя бы видимых противоречий и конфликтов. Если родители спорят друг с другом о подходах в воспитании, то лучше это делать без ребенка. Потому что если мама будет ругать, а папа защищать, то она станет противником малыша, потеряет авторитет и уважение в его глазах, и он перестанет ее слушаться;

всегда давать ребенку право выбора. Например, сказать: «Ты можешь сделать уроки сейчас, а потом бежать играть на улицу и больше не думать о домашнем задании. Или можешь сейчас идти, но, придя домой, будешь сидеть за уроками до ночи, ляжешь поздно, не выспишься и усталым пойдешь в школу». Даже если ребенок выберет второе, то на завтра ему действительно будет тяжело вставать, в школе он будет клевать носом. Чадо поймет, что родители были правы. В следующий раз он станет слушать их внимательнее и доверять им;

относиться к ребенку, как ко взрослому. Спрашивать у него советов, обращаться за помощью, привлекать к совместной деятельности, делиться секретами. У каждого ребенка должны быть свои обязанности: учиться в школе, помогать маме убирать в доме каждое воскресение, встречать бабушку на остановке и др.;

в семье должны быть традиции, распорядок дня и дисциплина, чтобы малыш умел подчиняться определенным правилам и бережно относиться к родному дому. Например, в семье не принято повышать голос и использовать агрессивные обидные слова. Или каждую субботу все родственники собираются вместе за столом и дети тоже должны присутствовать, даже если им не хочется и они капризничают.

Спешить в обучении самообладанию и требовать от ребенка мгновенных результатов не стоит. Ведь он проходит свои этапы развития и на первых порах ему может быть физически трудно справляться с требованиями окружающей среды. И, конечно, сам малыш волнуется по этому поводу и испытывает сильное напряжение. А тут еще родители требуют немедленных результатов! Преодолеть трудности в управлении собой и сделать этот процесс комфортным и эффективным ему помогут ваши любовь и понимание.

Непростая арифметика

В дошкольном периоде ребенку трудно управлять своими чувствами и желаниями, потому что большие полушария мозга еще только развиваются. Они плохо контролируют подкорковые зоны, которые и побуждают малыша вести себя несдержанно, импульсивно, заставляют его реагировать на внешние раздражители моментально, без анализа ситуации. По мере взросления у ребенкаа будет появляться все больше осознанности и понимания происходящего. А значит, он уже не станет рефлекторно реагировать, например, на какой-то яркий объект, а будет понимать, что это такое и для чего он ему нужен.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Именно она активно развивает его ум, чувства, произвольность действий. Чем больше детей вовлечено в игру, тем чаще малышу приходится подчиняться и подстраиваться под общий сценарий. И ребенок действует уже не под влиянием мимолетных желаний, а исходя из правил игры.

Кроме игры, дошкольник может выполнять простые задания под руководством родителей и воспитателей. Так он будет обогащать свой жизненный опыт, учиться действовать сообща, уважая интересы коллектива, формируя навыки целеустремленности, усидчивости, взаимопомощи, терпения.

Посещение детского сада является важным моментом в развитии навыка самообладания. Там тоже существует определенный режим дня, правила поведения. К тому же в этой среде рядом не бывает родных людей, конфликты и различные задачи ребенок пытается решить сам с помощью личных навыков. В подобных условиях он может полностью раскрыть заложенный потенциал и быстро развиваться, потому что именно в критических условия идет мобилизация сил человека и полное проявление всех его знаний и умений.

К семи годам ребенок вступает в период ученичества. Здесь самообладание развивается за счет осознанной, целенаправленной познавательной деятельности. И родителям нужно помочь ребенку адаптироваться к школе и дать ему понять, что обучение для него сейчас является приоритетным занятием.

Глубокое осознание своих чувств и действий происходит с 14-15 лет, когда полностью сформирован интеллект. С ним и приходит полное осознание личных поступков. Но здесь подросток сталкивается с другими трудностями. Период взросления сопровождается нарушением гормонального фона, физиологической перестройки организма. Начинается формирование личности, вступление во взрослую жизнь. Это ввергает человека в кризис и многочисленные стрессы. Подросток становится чувствительным, раздражительным, бунтует против авторитета родителей, завоевывая свободу и доказывая свою взрослость.

Здесь выдержка и понимание мам и пап играет очень важную роль. В этот период подростку особенно нужны любовь и уважение к его интересам и потребностям. Ему необходима поддержка родных, даже если он показывает свою холодность и безразличие в ответ на их заботу и внимание.

В этот возрастной период родители, школьные психологи и преподаватели могут научить ребенка самоконтролю с помощью методов релаксации, поведению в конфликтах, помочь ему определиться с жизненными целями, выстроить правильные приоритеты и ценности, понять себя, свои чувства и желания. С помощью личных жизненных историй, веры в подростка и его успех вы поможете ему изменить взгляд на кризисную ситуацию, научите позитивному мышлению, поднимите самооценку. Все это тоже является неотъемлемой частью навыка управления собой.

Сталкиваясь с жизненными испытаниями, мы учимся самообладанию все время, в каждой новой для нас ситуации. И ребенок тоже с помощью родителей и самостоятельно оттачивает эти навыки постоянно. И каждое новое испытание закаляет его и дает опыт для дальнейшего развития и становления.

Светлана Владимировна Бажажина

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

124 queries in 0,956 seconds