Такая разная родительская любовь

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Родительская любовь… О ней говорят, спорят, на нее ссылаются. Но жизнь так стремительна и быстротечна, что впопыхах мы, взрослые, даже не задумываемся о том, какая она разная. И в связи с этим допускаем очень много ошибок, за которые порой расплачиваемся годы.

Решающая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, личная жизнь, поведение и отношение к обществу которых служат для него примером. Эту нелегкую задачу успешно решить могут далеко не все мамы и папы. Ведь иногда удовлетворение потребностей ребенка ошибочно толкуется таким образом, что родители чуть ли не обязаны во всем прислуживать ему, устранять с его пути малейшие трудности, чрезмерно опекать. Такое, с позволения сказать, удовлетворение не имеет ничего общего с действительными потребностями ребенка. На самом деле, реальное, эффективное выполнение нужд малыша должно сочетаться с разумной строгостью: там, где это необходимо, от ребенка следует требовать соблюдения норм и правил поведения в обществе, неукоснительного выполнения своих обязанностей, которые есть и у него, как у каждого члена общества. Полезно предоставить ему при этом возможность учиться самостоятельно преодолевать возникающие трудности, овладевать искусством решения простых задач.

Как показывает практика, родители часто не замечают или не хотят замечать того, что их чада выросли. Они обижаются на детей, так как те не хотят слушать их советы, а если и слушают, то все равно поступают по-своему. При этом родители все сильнее окутывают свое чадо заботой и опекой, что, в свою очередь, вызывает еще большее негодование с его стороны. Получается замкнутый круг, который очень часто приводит к затяжным и болезненным конфликтам отцов и детей. Связано ли это с безграничной любовью (по словам родителей) или родительским эгоизмом (как считают дети), часто остается загадкой. Как родителям не допустить подобной ситуации в семье? Как воспитать в себе уважение к взрослению и самостоятельности ребенка? Как не потерять ощущения того, что родители в любом возрасте нужны своим детям, хотя с годами это выражается несколько по-иному?

Вечные вопросы

Ребенок с самого рождения должен находиться под неусыпным наблюдением родителей и получать от них все то, что мы привыкли называть словом «воспитание». Первые, еще неосмысленные поступки и действия ребенка намечают направление, по которому пойдет его дальнейшее развитие. И родителям тут очень важно осознать не только биологические потребности ребенка, но и социальные, психические. Ведь ущемление последних в одних случаях вызывается незнанием или неинформированностью о том, что малышу нужно прежде всего, а в других тем, что родители сами оказываются неспособными на проявление искренних чувств. Хотя, встречаются и такие родители, которые скрывают эмоции из-за боязни причинить вред ребенку или, напротив, излишне его избаловать. Они полагают, что если станут уделять ему слишком много внимания или открыто выражать свои симпатии, то кроха окажется неподготовленным к жизни, где, к сожалению, все меньше встречаются чуткость, забота и внимание к окружающим.

Сегодня мы уже не столь категорично отвергаем укачивание и баюканье; напротив, нянча ребенка на руках, стараемся показать ему и назвать окружающие предметы, подносим его к ним поближе, чтобы он мог их рассмотреть и даже потрогать. Однако излишняя стимуляция также вредна, как и ее недостаток, и удовлетворение всех без разбору желаний ребенка приведет лишь к изнеженности, а не формированию характера. Малыш – не забава, его нужно готовить к общению с окружающими, сверстниками, учить уважать права старших, выполнять свои непосредственные обязанности, соответствующие возрастным, интеллектуальным и психическим особенностям развития. Ведь именно мы, родители, в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы из наших детей выросли полноценные члены общества с ясным пониманием своих прав и обязанностей, включая и их будущие права и обязанности родителей.

Ошибки семейного воспитания

При подготовке ребенка к школе и в школьном возрасте родители, сами того не замечая, создают благодатную почву для возникновения конфликтных ситуаций. Причина кроется в постановке целей обучения в образовательном учреждении. Постигая первые уроки жизни, ребенок учится не из любви к наукам и не только для радости близких. Он знакомится с тем, что в процессе учебы происходит очень полезная и приятная смена импульсов, вырабатывается привычка дарить радость и принимать ее, и что, в конечном итоге, результаты учения доставляют приятные эмоции близким людям. Более того, обучаясь в школе, ребенок учится общаться со сверстниками, готовится стать взрослым, нужным обществу. Такая расстановка приоритетов при аргументации родителями малышу необходимости обучения в школе, детском саду, вузе позволит ему чувствовать себя уверенно и тогда, когда не будет возможности обменяться приятными, осмысленными импульсами с близкими и необходимыми единственно ему людьми. Ведь потребность в эмоциональном отклике окружающих (в детском, подростковом или взрослом коллективе) настолько велика, что ее отсутствие приводит к серьезным срывам в поведении не только в детстве, но и во взрослом возрасте.

Так, например, дети, которые долго жили в среде, бедной на эмоциональные проявления, с трудом привязываются к людям, как правило, оказываются неспособны стать кому-то опорой, как, впрочем, и сами мало нуждаются в поддержке других. Как видим, ребенку нужна осознанная родительская любовь. Она предполагает, что в своем первом общении с родными ребенок обретает чувство уверенности в том, что он кому-то принадлежит, что в лице матери и других близких он имеет людей, которые никогда его не покинут, что он может на них положиться. Плохо, когда материнская любовь безоглядна и, что называется, не знает никаких тормозов. Но точно также плохо, когда женщина становится жертвой своих чувств. Гармоничная любовь матери к ребенку должна быть требовательной, последовательной, даже строгой. Не стоит множить число людей, которые жертвовали своими силами и здоровьем в блаженном заблуждении, что их дети будут жить лучше. Так, выполняя без разбору все прихоти ребенка, добровольно обрекшая себя на лишения женщина может в один прекрасный день понять, что из любимой мамочки для ребенка она превратилась в униженную служанку, которая не имеет права ни на одно из своих желаний. Забывшие о себе, униженные, приносящие себя в жертву родители никогда не смогут создать своему ребенку среду, в которой здоровые эмоциональные связи найдут свое полное и всестороннее выражение.

Памятка родителям

Духовное развитие малыша во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между ним и родителями. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семье с прочными контактами, уважительным отношением к младшему поколению у детей активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание образа «я», его целостность, а следовательно, и более развитое человеческое достоинство. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Однако там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонениями от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам, так как чаще всего особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в дальнейших контактах с окружающими.

В настоящее время семья — основной источник практического научения опыту супружеской жизни, воспитания человека как семьянина. Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку – необходимое условие его полового воспитания. Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравственных чувств, в формировании которых семья играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, который ребенок в ней получает, и в первую очередь уважение к матери. Научившись в семье уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, семье. Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, — супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности (воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, других нравственных качеств человека), а мальчик на примере отца – мужественности (с образом отца обычно связывают энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений). Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям. Однако родители – и отец, и мать – совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы. Семья вносит известный вклад в становление психологического пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций.

Проявляйте любовь постоянно!

Детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Родителям необходимо помнить и о том, что неправильная трактовка ими термина «любовь» приводит к ошибочным действиям и ошибочным понятиям и у детей (с дошкольного возраста).

Так, понятие «дружба» заменяется на «любовь между мальчиком и девочкой», а сама любовь терминами (и не только терминами) «давай полежим», «давай покувыркаемся». Дети копируют поведение взрослых, их слова, реплики. Так, незлобливые, казалось бы, юморные высказывания двух взрослых могут стать впоследствии причиной раздора между отцами и детьми, причиной семейных скандалов.

При большой занятости на работе родители сетуют на то, что некогда заниматься воспитанием детей. Хотя в подобных жалобах и содержится доля истины, но успех воспитания зависит не от того, сколько времени проводит мать с ребенком, а главным образом от того, как она к нему относится. Иными словами, для малыша важнее, какие эмоции он получает от матери и отца, а не в какой коляске его вывезут на прогулку (это, к сожалению, важно для самих родителей — поддержание имиджа среди окружающих).

Завершая маленький экскурс о взаимоотношениях родителей и детей, хочется обратить внимание читателя на то, что воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера. Родительская любовь помогает ребенку не только стать полноправным членом общества, но и избавиться от ряда серьезных психических заболеваний.

Надежда Александровна Провоторова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

124 queries in 0,565 seconds