Учеба на каникулах: игра или повинность?

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Каникулы подходят к концу, и тут выясняется, что задания, которые дал учитель, так и не тронуты. Вы со своим чадом в последний день отдыха судорожно начинаете решать 20 задач, 40 примеров, переводить 10 текстов по английскому и читать произведения обязательных по программе авторов… Знакомая картина?

Особенно это касается летних каникул. Когда на улице жара и ярко светит солнце, очень трудно приступить к выполнению заданий. Как же сделать так, чтобы дети сели заниматься хотя бы за месяц до возвращения в школу? Ведь в сентябре может обнаружиться, что таблица умножения напрочь забыта, книги не прочитаны и ребенок вообще забыл, как держать ручку. Кроме того, резкое возвращение к рабочему режиму осенью может привести к стрессу для школьника. Чтобы этого не произошло, лучше заниматься регулярно, не делая недельных перерывов.

Советы, как усадить ребенка за учебу летом:

- важно, чтобы занятия приносили удовольствие, удовлетворение. От этого формируются уверенность в своих силах и желание узнать больше. Но как бы ни были интересны эти занятия, их общая продолжительность не должна превышать одного часа в день для детей восьми-десяти лет. Ведь остается еще так много увлекательного: книги, настольные игры, встречи с друзьями, походы в лес. Надо выкроить время и для домашних дел: помочь маме в уборке квартиры, приготовлении обеда. Да и в альбоме с фотографиями давно пора навести порядок;
- настройте ребенка на то, что выполнение летних заданий вовсе не означает, что отдых закончился. Лучше всего сразу по окончании учебного года не давать ему полностью расслабиться и заставлять хотя бы с небольшой периодичностью выполнять заданное;
- эффективность занятий будет гораздо выше, если по характеру они будут отличаться от тех, которые малыш выполняет каждый день в классе. Придумайте задания игровые, творческие, предлагающие практически реализовать те знания, которые ребенок получил в школе. Если он не любит писать, списывать тексты, пишите письма бабушкам, дедушкам, друзьям, знакомым, делайте иллюстрации. Письма можно отправить по почте, а можно сохранить, и через несколько лет будет очень интересно их перечитывать;
- если вы на отдыхе, то вовсе не обязательно усаживать ребенка за письменный стол со словами: «А сейчас мы будем учиться!» Можно заниматься между делом: например, помогая бабушке в огороде, посчитайте с ребенком цветы, ягоды, плоды. Придумайте задачки с использованием подручного материала. Не забывайте и о «гимнастике» для мозгов — кроссвордах, головоломках, занимательных задачах.

Примеры упражнений, которые вы можете делать с ребенком на каникулах:

Назови первый звук в слове

Ребенку называют слово и предлагают определить, с какого звука оно начинается. После ответов вы даете ему задание определить, с какого звука начинаются имена соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок произносил звуки четко.

Назови последний звук в слове

Вы показываете картинку, просите сказать, что на ней изображено, а потом назвать последний звук в слове. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук «рь», а не «р»). Когда все картинки рассмотрены, вы предлагаете ребенку отложить в одну сторону те, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.

Подумай, не торопись

Вы предлагаете ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяете, как он научился слышать и выделять определенные звуки в словах. Например: «Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол». Или: «Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач). Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний «ш» (карандаш, камыш)». Предложите такие задания: «Какое получится слово, если к «но» прибавить один звук?», «составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м» (мама моет Машу мочалкой)», «найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у» (бумага, дудочка, учебник)».

«Да» и «нет» не говорить

Цель: развить внимание. Задание: ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

- Ты любишь лето?
- Тебе нравится зелень парков?
- Ты любишь солнце?
- Тебе нравится купаться в море или реке?
- Ты любишь рыбалку?
- Ты любишь зиму?
- Ты любишь кататься на санках?
- Тебе нравится играть в снежки?
- Ты любишь, когда холодно?
- Тебе нравится лепить снежную бабу?

Определи на слух самое короткое слово

Например, среди слов: строитель, каменщик, дом, стекольщик.

Цепочка слов

Цель: развитие слухового внимания. Задание: вы называете слово, а ребенок по порядку придумывает слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.

Эхо

Игра служит для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия. Перед игрой взрослый обращается к ребенку: «Ты слышал когда-нибудь эхо? Когда ты в горах или лесу, проходишь через арку или находишься в большом пустом зале, ты можешь повстречать эхо. То есть увидеть-то его тебе, конечно, не удастся, а вот услышать можно. Если ты скажешь: «Эхо, привет!», то и оно тебе ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что ты ему скажешь. А теперь давай поиграем в эхо».

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «Не11о, monkey!» — «Привет, обезьянка!»). Кроме того, попробуйте предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

Важно!

Если малыш уже два месяца прогулял без книжек и тетрадок, то и возвращаться к процессу надо постепенно. Спланируйте с ним вместе, что и по какому предмету он должен сделать на следующей неделе, на следующий день. И потом каждый день контролируйте, как он выполнил задания. Не критикуйте ребенка и не делайте негативных замечаний относительно того, как много заданий осталось сделать. Не оставляйте его наедине с уроками: помогите ребенку распределить силы между предметами, периодически спрашивайте, как идут дела и не нужна ли ему помощь.

Помните, что помогать не означает делать все за ребенка. К наиболее упрямым детям, которые никак не хотят учиться, можно применить принцип пряника: например, за каждые прочитанные десять страниц книги давать небольшую премию в виде порции мороженного или разрешения посмотреть мультфильм. Да и просто хвалите ребенка, когда он достигнет каждой, пусть и промежуточной, цели!

Наталья Викторовна Стороженко

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

128 queries in 0,570 seconds