«Я сам!»: воспитываем в детях самостоятельность

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

Часто мы слышим детские просьбы: «Бабушка, переодень меня!», «Покорми меня!», «Я не могу сделать это задание, давай ты…». Продолжать можно бесконечно. И зачастую родители не задумываются о том, что такие детские уловки пагубно повлияют на самостоятельность их ребенка в будущем. Чтобы развить это качество, стоит начать грамотно воспитывать вашего малыша с юных лет.

Я все сумею, я все смогу!

Впервые с желанием ребенка что–то делать самостоятельно родители сталкиваются, когда ему исполняется 2–3 года. Именно в это время малыш начинает активно изучать различные действия и смотрит на реакцию родителей. «Что можно, чего нельзя, а что, если я все равно продолжу?..» – думает ребенок. Здесь главное – не переборщить с ограничениями. Ведь если ничего нельзя, то что тогда можно?.. Важно разрешить ребенку изучать окружающее пространство, конечно – не забывая при этом о безопасности. Так он научится ответственности и на своем опыте поймет, чего лучше не делать, а что он с успехом сделает самостоятельно. Следует также создать комфортную обстановку и, например, не ставить на опасное место бьющиеся предметы, которые ребенку непременно захочется потрогать, поставить на другое место, и т.д.

Детский каприз

Безусловно, нельзя полностью отказаться помогать малышу – ведь каким–то навыкам и умениям научить его можете только вы, и без вашей помощи ему никак не справиться. Но для себя вы должны совершенно четко определить, что малыш в состоянии сделать самостоятельно, а где ему нужно помочь и словом, и делом. Некоторые навыки осваивайте вместе: покажите, как нужно, а ребенок пусть повторит или продолжит, то есть не делайте за него всю работу. Обучение – пусть это остается главным принципом в воспитании самостоятельности. Не позволяйте собой манипулировать – часто дети могут приуменьшать свои возможности или попросту капризничать…

Сам себе хозяин

Хорошо, когда у ребенка есть отдельная комната или место, где он занимается или играет. Это его своеобразная отдельная территория, на которой он самостоятельно выполняет повседневные дела, и именно поэтому там он должен сам наводить порядок. Не превращайте уборку в наказание, а просто определите, где должны лежать игрушки, книжки, одежда… Объясните, что нужно постоянно поддерживать чистоту и, завершив игру или чтение, следует разложить все по местам. Придя с прогулки, одежду нужно повесить в шкаф, а не оставить ее на стуле или диване. Вы можете помогать ребенку, но не делайте всю работу за него. Иначе он поймет, что у вас получается лучше, и откажется выполнять ваши поручения.

В рамках дозволенного

Не обязательно заставлять ребенка поступить так, а не иначе, не предоставив ему право выбора. Далеко не всегда стоит в ультимативной форме излагать свое требование к нему – дескать, если малыш не сделает так, то он никогда это не сделает. Например, нельзя говорить: «Давай обедай, или не пойдем гулять!». Лучше сказать: «Выбирай, когда пообедаем – до прогулки или после нее». Так ребенок понимает, что ему все равно придется обедать, а когда именно – это он может выбрать сам. Подобный стиль общения с малышом дисциплинирует его и помогает ему самостоятельно решить какие–то вопросы. При этом он совершенно четко понимает, что ему не предлагают совсем отказаться от выполнения просьбы, а лишь предоставляют альтернативу, в рамках которой он и сделает собственный выбор.

Ваш помощник

Дети часто любят помогать взрослым. Вот девочка с интересом наблюдает за тем, как мама печет пироги, и все время норовит раскатать тесто. Вот мальчик не отходит от папы, когда тот закручивает гайки. Поручите вашему малышу задание, с которым он будет способен справиться и при выполнении которого поможет вам в вашей работе. Так ребенок не только самостоятельно усвоит определенные навыки, но и станет целеустремленным.

Спокойствие, только спокойствие!

Конечно, не все получится сразу, и ребенок поначалу может нервничать, кричать и уверять вас, что он сам этого никогда не сделает и ничего у него не получится. Однако нельзя ругать ребенка, говорить ему, что он неумеха и растяпа. Это не только неприятно, но и может нанести ему серьезную психологическую травму. Ведь если ребенок захотел вам помочь и нечаянно разбил вашу любимую чашку, ваши упреки могут навсегда отбить у него желание стать вашим помощником, да и вообще когда–нибудь взяться за дело еще раз. Поддержка родителей важна на любом этапе жизни ребенка. Вместо того, чтобы кричать или нервно что–то доказывать, просто спокойно объясните, зачем нужно проделать то или иное действие, обсудите с малышом последовательность выполнения этого действия, приведите разумные и понятные ребенку аргументы.

Не забывайте, что все навыки ребенок приобретает со временем, перенимая их от родителей. Дети наблюдают за миром взрослых, от них узнают, для чего нужно то, для чего – это. Ребенок пытается примерить на себя их действия, понять, когда же и он, наконец, самостоятельно сможет это повторить. Поэтому будьте внимательны к вашим малышам, и тогда они, без сомнения, смогут состояться в их будущей взрослой жизни.

Алина Мерная

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

120 queries in 0,571 seconds