Здоровый позвоночник

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

В нашей жизни часто приходится вести неподвижный образ жизни, много нервничать, переживать, нарушать режим питания…. В итоге мы получаем то состояние, в котором пребывает 90% населения.

Начинается этот процесс, как правило, незаметно, с отдельных суставов или сегментов позвоночника. Очень часто он сопровождается возникновением различных деформаций, смещением либо нарушением функций внутренних органов. Сколиоз относится к числу наиболее сложных проблем современной ортопедии. Сколиоз — боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади — кифосколиоз.

Данное заболевание характеризуется целым комплексом типичных морфологических, а следовательно, рентгенологических изменений позвоночника, грудной клетки, таза, внутренних органов. Сколиоз в современном представлении — это не симптомы какого-либо заболевания, а полиэтиологическая болезнь, характеризующаяся определенным комплексом симптомов.

Чтобы ребенок сидел правильно

Сколиоз — частое заболевание детского и подросткового возраста. Он может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, сложным при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны, и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Сколиоз может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например, при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия, то есть поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д.Чаклину ) и приобретенные (по Дж. Коббу).

В основе врожденных лежат различные деформации позвонков:

- недоразвитие;
- клиновидная их форма;
- добавочные позвонки.

К приобретенным сколиозам относятся:

- ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

- рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

- паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

- привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют школьными, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку.

Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

В постепенном развитии сколиотической деформации различают следующие
основные этапы:

- торсия;
- боковое искривление;
- наличие элементов кифоза;
- деформация грудной клетки;
- усиление поясничного лордоза в поясничном отделе
позвоночника;
- остеохондроз в старшем возрасте у подростков;
- вторичные изменения таза;
- односторонняя контрактура мышц;
- смещение сердца и сосудов;
- сдавление легкого на стороне западения грудной клетки;
- изменение положения спинного мозга и корешков.

В конечном счете возникает весьма сложная деформация позвоночника, тела, внутренних органов.
При развитии деформации с последующей торсией существенно нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность, вплоть до развития легочного сердца.

Четырехстепенная классификация сколиоза

Первая степень

Клинически определяется небольшая ассиметрия частей корпуса (надплечий, лопаток), линия остистых отростков слегка искривлена. На выпуклой стороне искривления позвоночника может определяться небольшой мышечный валик. Появляются начальные признаки торсии позвонков. Рентгенологически угол искривления позвоночника до 10°.

Вторая степень

Ассиметрия частей корпуса становится более выраженной, появляется небольшое отклонение корпуса в сторону. Мышечный валик четко определяется. Рентгенологически отмечается ясная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков. Угол искривления позвоночника от 10° до 25°.

Третья степень

Ассиметрия частей корпуса увеличивается. Грудная клетка резко деформирована: сзади на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника — задний реберно-позвоночный горб, спереди на вогнутой стороне менее выраженный передний реберный горб. В поясничном разделе часто усилен лордоз. На рентгенограмме выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и дисков. Угол искривления позвоночника от 25° до 40°.

Четвертая степень

Деформация позвоночника и грудной клетки становится грубой и фиксированной. Угол искривления позвоночника более 40°.

Терапия

Лечение сколиоза сводится к трем основным методам: мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции. Основатель современной кинезитерапии Сергей Михайлович Бубновский предложил комплексное лечение сколиоза на специальных декомпрессионных многофункциональных тренажерах, которые позволяют к мобилизовать те группы мышц, которые не затрагиваются обычными способами лечения сколиозов.

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне. В основе симметричных упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорно-двигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся в физиологически несбалансированном состоянии. Слабым мышцам туловища (например, длинным мышцам) при каждом симметричном движении предъявляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивней, чем более сильные мышцы. Это явление — суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного мышечного корсета.

Дыхательные упражнения при сколиозе повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.

Нарушение параллельности плоскостей таза и плечевого пояса наступает тогда, когда поворот одного отдела позвоночника вокруг вертикальной оси не может быть компенсирован поворотом вокруг той же оси в другом отделе. Деторсионные упражнения, направленные на устранение таких деформаций, предусматривают вращение позвонков в сторону, противоположную торсии, в области сколиоза; коррекцию сколиоза с выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах. Разгрузка позвоночника при лечении, сколиоза является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформаций, но и улучшить крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.

К каждому случаю индивидуальный подход, потому что все случаи заболевания отличаются, даже при одинаковом диагнозе физическое состояние ребенка и причины различны.

Искривление позвоночника, диагностированное в детском возрасте, хорошо поддается коррекции и может быть устранено совсем путем постоянных занятий с ребенком и наблюдения у специалистов. Нужно всегда верить в успех, настраивать малыша на успех, воспитывать в нем уверенность в себе и своих силах.

Елена Владимировна Копылова

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

120 queries in 0,593 seconds