Знакомим малыша с цветом и формой

Подписаться на рассылку новостей портала Lux-Time.ru

В настоящее время актуальным и перспективным стало направление раннего развития детей, включающее в себя и развитие их интеллекта с самого рождения. Под интеллектом в упрощенном смысле понимаются знания, которыми владеет ребенок, и его умение использовать их при решении возникающих задач.

Малыш, появившийся на свет, уже снабжен некоторыми важными знаниями о мире, в который он пришел. Он знает, что мир состоит из объектов, которые обладают разными свойствами: их можно видеть, трогать, слышать и даже пробовать на вкус. Задача же родителя назвать и объяснить эти свойства для ребенка.

Некоторые исследователи в области раннего возраста полагают, что у малыша есть и врожденное знание о том, что у событий есть причина и что действия приводят к определенным эффектам.

Если ребенок обеспечен теплом, заботой и лаской, он все чаще и чаще направляет свое поведение на получение ответов на вопросы об окружающем его загадочном мире: «Почему?», «Что?», «Откуда?», «Зачем?»

Детям крайне интересны свойства, которыми обладает предметы. Узнать о них ребенок может с помощью трех нехитрых способов:

- наблюдая за взрослым;
- исследуя предметы;
- общаясь с мамой и папой.

Дать возможность реализовать эти способы познания для ребенка также легко, необходимо лишь организовать пространство вокруг крохи таким образом, чтобы было что наблюдать, что исследовать и с кем и на какие темы общаться.

Для приобретения знаний полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к свойствам предметов, их форме, цвету, размеру, к тому, что показалось им интересным. Мощным толчком в развитии становится ползание и ходьба ребенка, дающая ему возможность самостоятельного исследования. Помимо наблюдения важную роль выполнят игрушки, становящиеся своеобразными учебными пособиями, к выбору которых стоит подходить с особым вниманием.

Овладение ребенком знаниями о свойствах предметов имеет определенные возрастные границы, вот несколько из них:

12 месяцев
Ребенок реагирует на отличающийся предмет в группе похожих предметов.

15 месяцев
Ребенок кладет крупный предмет круглой формы в соответствующее по форме отверстие, квадратной формы в соответствующее по форме отверстие.

18 месяцев
Ребенок кладет круглые и квадратные предметы в соответствующие по форме отверстия, когда эти предметы представлены одновременно.

21 месяц
Ребенок самостоятельно кладет треугольные предметы в соответствующие по форме отверстия. Ребенок способен сортировать предметы по категориям и по цвету.

24 месяца
Ребенок способен сортировать большие и маленькие игрушки и предметы, показывать и отличать круг и квадрат, показывать «большой» и «маленький».

Стоит отметить, что наиболее благоприятным (так называемым сензитивным) периодом для формирования у ребенка представлений о форме, размере и цвете предметов является возраст от 13 до 18 месяцев.

Вот несколько примеров игр с ребенком по развитию представлений о свойствах предметов:

По форме

Обучать ребенка следует, начиная с простых досок с одной вырезанной формой — кругом. Такую доску можно вырезать самостоятельно из картона или приобрести в специализированом магазине развивающих игрушек. На глазах у ребенка выньте круг и дайте малышу. Прежде чем давать указания, посмотрите, не положит ли он его рядом с углублением или прямо в него. Хвалите ребенка за попытки самостоятельно выполнить задание. В случае необходимости предложите ему помощь или покажите все еще раз.

Играя с дощечкой с множеством вырезанных форм, для начала заклейте все углубления, кроме первого. Помогите ребенку вставить в это углубление кубик соответствующей формы. Когда ребенку удастся сделать это без вашей помощи, откройте второе углубление, потом третье. Рекомендуемый порядок: круг, квадрат, треугольник. Постепенно можно добавлять новые геометрические фигуры, которые сложно различить. Если малышу трудно выполнить приведенное выше задание, раскрасьте углубления и кубики в различные цвета.

По размеру

Дайте ребенку три разные емкости, которые вставлялись бы одна в другую (принцип матрешки). Начните с емкости с круглым сечением, потом переходите к таким, у которых сечение прямоугольное. Пусть малыш сначала рассмотрит их, поиграет с ними, затем покажите, как их можно вставить одну в другую. Протягивайте их ребенку по одной в нужном порядке до тех пор, пока он не поймет, чего вы от него хотите. Затем просто положите две емкости перед ним – он должен попробовать вставить их одну в другую. Руководите действиями ребенка, пока он не выполнит задание. Дайте крохе попробовать сделать неправильно и обнаружить, что так не получится. Методом проб и ошибок малыш научится действовать вторым способом, если первый не приносит успеха. Когда ребенок научится управляться с двумя емкостями, дайте ему три сразу. Следующим этапом можно усложнить задание, предлагая ребенку разнообразные емкости: чашки, миски, разноцветные контейнеры, матрешки. Подчеркивайте размеры игрушек, когда играете с ребенком: вот мяч большой, для пляжа, а вот маленький для дома.

Одним цветом

Начать стоит с двух контрастных цветов, например, красного и синего. Положите перед ребенком два кубика. Возьмите еще один красный кубик и поставьте его на первый, назвав цвет. Протяните малышу второй синий кубик и попросите его поставить на такой же. Повторите это задание несколько раз. Затем возьмите кубики других цветов.

Дайте малышу красный или синий лист бумаги/ткани. Попросите найти в комнате что-нибудь такого же цвета (цвет назовите).

Можно экспериментировать с разноцветными карандашами, пусть малыш проведет несколько разноцветных линий на бумаге, затем нарисуйте рядом с линиями предметы такого же цвета: желтый — банан, красный — яблоко, зеленый — травка.

Легко и интересно играть с разноцветными пуговицами, раскладывая их на кучки по цвету.

Постепенно вводите в игру новые цвета: коричневый, оранжевый, фиолетовый, которые требуют более тонкого цветовосприятия. Всегда называйте цвета ребенку, просите повторить названия. При выполнении заданий помните, что у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития. Многим детям требуется длительное время для понимания заданий, а кто-то все схватывает на лету. Главное, чтобы игра была ребенку в радость и приносила хорошее настроение и чувство удовлетворенности.

Желаем удачи вам и вашим малышам в освоении загадочного окружающего мира и разнообразия его свойств!

Ирина Николаевна Грачева

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

95 queries in 0,469 seconds