Все мы мечтаем щебетать на иностранном языке, как на своем родном. Вот только кому–то это дается с легкостью, а у кого–то с этим вечные проблемы. Вот и возникает резонный вопрос: а не половая ли принадлежность является камнем преткновения?
И до современной системы образования добралось понятие «гендерный». «gender» – определение пола как социального явления. В педагогике этот термин обозначает подход к обучению детей, основанный на стремлении учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности мальчиков и девочек, создавать необходимые условия для проявления и совершенствование их возможностей.
Уже давно доказано, что мальчики и девочки имеют разные типы функциональной организации мозга. Например, у мальчиков ориентирование больше идет на телесные ощущения, а у девочек – на зрительные. Именно на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга мальчиков и девочек лежит основа различий в когнитивных процессах. Это равным образом влияет на качество, стиль учебы и эмоционально–волевую сферу личности. Именно поэтому ученые полагают сегодня, что преподавать надо группам, разделенным по половому признаку.
Но, к сожалению, для современного общества гендерный подход – из области фантастики. Ведь всю жизнь образование было «бесполым». Обучаясь по одной и той же системе, мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям – но только разными способами, используя разные стратегии мышления, что связано с гендерными различиями в организации мозга.
Например, мальчики всю информацию воспринимают аналитически, практически не реагируя на эмоциональную окраску речи, любят, когда их хвалят, оперативно и без проблем решают новые задачи. А вот девочки устроены иначе. Их внимание сильнее приковано к эмоционально окрашенной информации, они намного шустрее решают стереотипные задачи, процессы интеграции у них протекают в два раза медленнее, чем у мальчиков, в младших классах объем кратковременной памяти девочек больше, чем у мальчишек, похвала же не побуждает школьниц к дальнейшим действиям.
Как гендерные различия могут повлиять на обучение иностранным языкам на начальном этапе?
Самой распространенной ошибкой в процессе обучения без грамотного учета гендерных различий между мальчиками и девочками считается установка на послушание ребенка, на то, чтобы он был мало заметен, молчалив, самое главное – не мешал. Но, как правило, мальчики полны сил и энергии, и им не сидится на месте. Поэтому не удивительно, что они испытывают стресс на уроке, ведь не каждый ребенок сможет просидеть 40 минут в однообразной позе, с кучей прочих запретов. Получается, что любимые школой «тихони» – это дети, не уверенные в себе и с полным «букетом» комплексов. Малец, у которого потребность в разрядке выше, чем у девочек, на уроке постоянно занят своим делом: поворачивается в разные стороны, нарушает дисциплину. После парочки замечаний, в виде прикрикиваний и угроз поставить двойку, ребенок начинает нервничать, и это только усугубляет ситуацию. В результате возникает дидактогения, которая может перерасти в школьный невроз. Чтобы предотвратить данную ситуацию, стоит пересмотреть ход урока, сделать учебный процесс немного короче по времени, грамотно чередовать физическую и познавательную деятельность.
Все педагоги и психологи в один голос твердят, что иностранный язык относится к группе наиболее трудных предметов, требующих сильного напряжения нервной системы учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Сложнее всего приходится малышам, так как их внимание рассеяно и непривычная школьная нагрузка трудна для неугомонного детского организма. А постоянное увеличение нагрузки еще больше утомляет юных «полиглотов». При изучении иностранного языка снижается внимание учащихся, тормозится акт запоминания. Поэтому педагогу надо обратить особое внимание на процесс запоминания, чтобы в нем участвовали как можно больше органов чувств – зрение, слух, голос и т.п.
Все гениальное просто! Поэтому, чтобы занятия были продуктивными, следует учитывать физиологические и психологические особенности ребенка и, конечно же, не забывать про «физкульт- минутки», которые позволят ученикам немного отдохнуть и отвлечься. Занятия языком нельзя представить без диалога, а значит, групповая форма общения является важной составляющей образовательного процесса.
Обучение держится на трех могучих «китах» – активности, творчестве и самостоятельности учащихся. И все три фактора не просто связаны между собой, но и дополняют друг друга. Творческий процесс вызывает всплеск энергии и требует некой самостоятельности, активность проявляется в творчестве и независимости, а без самостоятельности не может быть активности и творчества. Все это можно проследить при организации работы в группе. Такой подход позволяет раскрыться ребенку – он становится раскрепощенным, общительным. Диалоги способствуют выработке умения грамотно говорить, обмениваться знаниями, налаживать отношения со сверстниками, объективно оценивать себя и окружающих.
В группах мальчиков рекомендуется использовать проблемный и исследовательский методы. Закреплять грамматические и орфографические правила иностранных языков с помощью практических упражнений. Уроки характеризуются высоким темпом подачи материала, многообразием нестандартно поданной информации. Работу необходимо проводить в группах, с элементами соперничества и обязательной сменой лидера.
В группах девочек рекомендуется использовать иллюстративно–объяснительный метод обучения с опорой на зрительную память. При подаче нового материала необходимо делать акцент на эмоциональной окрашенности. Обучение стоит осуществлять в направлении от эмоций к логическому осмыслению. При работе использовать большое количество типовых заданий и достаточное для усвоения количество повторений. Групповую работу с девочками лучше всего проводить с акцентом на взаимопомощи.
Юлия Николаевна Доманина, преподаватель английского языка, ЧУДО взрослых и детей «Информационно-образовательный центр «ИММиФ плюс»