Многие мамы и папы будущих школьников задумываются о готовности своих детей к поступлению в первый класс. Поэтому родители заранее определяют их в различные дошкольные учреждения, где проходит дошкольная подготовка детей.
В большинстве своем дошкольная подготовка детей предусматривает обучение ребенка чтению, счету, некоторым математическим операциям, а также получение им основных знаний об окружающем мире. Безусловно, все эти умения помогут начинающему школьнику быстрее ориентироваться и выполнять задания учителя в ходе урока. Однако готовность ребенка к школьному обучению включает еще ряд дополнительных навыков и умений, необходимых для его успешной адаптации в новых условиях.
Педагог-психолог С.В. Румянцева выделяет основные составляющие готовности ребенка к обучению:
Когнитивная (познавательная) составляющая
Сформированность познавательных процессов. У ребенка должна быть развита адекватность восприятия, хороший уровень развития кратковременной и долговременной памяти, логического мышления. Наличие полноценной фразовой речи, в частности, умение пересказать прочитанное и ответить на вопросы по тексту, а также способность выполнять задания по инструкции.
Эмоционально-волевая составляющая
Умение в некоторой степени контролировать свое эмоциональное состояние. Адекватное отношение к режимным моментам (правилам поведения на уроке). Возможность продолжительное время удерживать внимание на выполнении любого задания.
Особое внимание следует уделить детям, поступающим в первый класс в шестилетнем возрасте. У многих шестилеток сохраняются особенности мышления, присущие в большей степени дошкольному возрасту. Мотивация к обучению неустойчива и ситуативна, контроль эмоциональной сферы недостаточно развит. Обучение шестилетних детей требует более тщательного планирования учебной деятельности и режимных моментов.
Дошкольная подготовка детей и личностная составляющая
Способность оценить свою новую роль как «ученика», проявление интереса к школьной жизни с ее правилами поведения. Первоначальный интерес проявляется к атрибутам школьной жизни: новая форма, портфель, пенал и т.д., затем уже следует интерес к самому процессу обучения, получению новых знаний. Особенно важным моментом являются желание и умение контактировать с учителем и одноклассниками.
Многочисленные методы и методики диагностики готовности к школьному обучению позволяют своевременно провести необходимое исследование. Стоит обратить внимание на то, что выбираемые методы диагностики не должны быть слишком сложны и утомительны для ребенка. Важно, чтобы будущий первоклассник был сам заинтересован в исследовании и выполнял его с желанием. При этом результат будет более достоверным, что позволит педагогу-психологу сделать правильные выводы о готовности ребенка к школьному обучению.
Екатерина Пятунина,
педагог-психолог
В настоящее время обучение шестилетних детей проходит совместно с семилетними. Поэтому важнейшей задачей для родителей шестилетних малышей является грамотное проведение диагностики готовности к обучению в школе. Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:
- • адрес своего дома, название города, в котором он проживает;
- • название страны и ее столицы;
- • имена, отчества мамы и папы;
- • названия времен года, последовательность и основные признаки;
- • названия дней недели, месяцев;
- • основные виды цветов и деревьев;
- • основные виды домашних и диких животных.
Поступление в школу является для ребенка важным и ответственным событием. Поэтому родители должны быть уверены в его готовности к обучению. Диагностика, выполненная квалифицированным педагогом-психологом, позволит своевременно организовать или скорректировать этот процесс.