На вопросы, связанные с детской боязнью темноты, отвечает психолог-педагог, гештальт-терапевт Елена Александровна Белова.
Ред: Елена Александровна, что представляет собой страх?
Е.А.: Страх – это сильная эмоция, обычно возникающая у человека в неизвестной для него ситуации или в ситуации угрозы его жизни, и направленная на источник опасности, реально существующей или воображаемой.
Ред: А ситуация обязательно должна быть неизвестной?
Е.А.: Не всегда. В знакомой ситуации страх появляется, когда человек знает, что за этим последует нечто плохое, что может принести боль и неприятные ощущения. Это касается не только ребенка, но и взрослого человека.
Ред: В наше время многие родители отмечают, что их дети боятся темноты. Является ли это поводом для беспокойства?
Е.А.: С возрастом у ребенка возникают различные страхи и переживания, с которыми ему приходится периодически сталкиваться и самостоятельно справляться. К одному из переживаний можно отнести боязнь темноты, что, как правило, является вполне закономерным этапом развития каждого малыша. Через этот этап проходят практически все дети. При нормальном, гармоничном развитии во взрослом возрасте страх угасает.
Ред: Почему ребенок боится темноты?
Е.А.: Темнота – это что-то еще не изученное ребенком, где его могут подстерегать различного рода опасности. Например, телевизор, который днем был абсолютно безопасным, в темноте может превратиться в злобного монстра, а за шторой вполне могут скрываться привидения и т.д.
Самостоятельно родители могут предложить малышу нарисовать свой страх на бумаге, а затем порвать рисунок. Можно не рвать, а даже закрасить его яркими красками, залепить пластилином, вырезать какие-либо фигурки из этого рисунка. Вариантов множество. Они уже зависят от фантазии ребенка. Таким образом, нарисованный страх воспринимается как нечто пройденное и уже реализованное, что улучшает самочувствие ребенка и является ступенью к преодолению ночных страхов.
Еще дома можно устроить игру в жмурки или прятки, играть лучше в темном или плохо освещенном помещении. Если ребенок во время игры не наткнулся на что-то страшное в комнате, то он уже начнет задумываться: «а есть ли повод для волнения в ночное время?» Такие игры способствуют выработке уверенности в себе.
Также вы можете вместе с ребенком переделать какую-либо известную сказку. Сценарий нужно поменять в лучшую сторону, чтобы у отрицательных героев ничего не получилось, а у хороших, наоборот, реализовались все задумки. Впоследствии ребенок перестанет бояться отрицательных героев.
Для того чтобы справиться со страхом темноты, можно придумать и свою сказку, в которой главные герои очень пугливы. Если они боятся таких простых и естественных вещей, как темнота, то ребенок посмотрит сам на себя под другим углом. Он перестанет считать свою боязнь странностью или недостатком. В итоге страх останется в сказке.
Ред: С какого возраста начинает развиваться страх темноты?
Е.А.: С 3-4 лет. К этому возрасту воображение ребенка уже значительно развито для того, чтобы он смог поставить себя на место других людей. Малыш начинает искать в происходящем причинно-следственные связи и задумываться над вопросом: «Какое отношение происходящее имеет ко мне?»
Нередко родители сами способствуют развитию этого страха. Многие пугают ребенка чудищами и другими злобными существами, которые приходят за непослушными детьми ночью, например: «Не будешь кушать кашу («хорошо себя вести», «слушаться маму» и т.п.), придет злой Бабай (волк, Баба Яга) и заберет тебя». Важно понимать, что ребенок видит мир своими глазами, он не думает о том, как заработать деньги или что приготовить на ужин, у него своя, детская жизнь, и Бабай и Баба Яга вполне могут стать реальными, когда ночью он лежит в темной комнате один…Обычно это проходит к 5-7 годам.
Ред: Все ли дети боятся темноты?
Е.А.: Практически все. Считается, что страх темноты живет в нас с рождения. Если окунуться в историю, нам станет понятнее, почему человек днем чувствует себя защищенным. Вспомним, что древние люди жили племенами, и они учились не только добывать пищу, но и разводить огонь, отпугивающий хищников. Огонь приносил свет, а свет – это день, солнце, тепло и, как следствие, отсутствие опасности.
Ред: Могут ли мультфильмы спровоцировать страх темноты?
Е.А.: Да, так как нервная система ребенка при просмотре мультфильма возбуждается. Ему сложно усидеть на месте, напротив, у него возникает желание прыгать и играть, отчего он не соглашается выключать мультфильм на требование родителей. Если герои мультфильмов – это злые мутанты и им подобные персонажи, выглядящие очень свирепо, агрессивно и порой – непонятно, то детское воображение быстро дорисовывает все детали. По этой причине старайтесь выбирать мультфильмы, в которых нет четкого деления на положительных и отрицательных героев.
Ред: Обусловлена ли боязнь темноты конфликтами с родителями или отсутствием внимания со стороны родителей?
Е.А.: Да, все происходящее в семье сказывается на ребенке. Если выяснение отношений между родителями – не редкость, то малыш не может чувствовать себя в безопасности. Более того, он может засомневаться в своей нужности папе и маме.
Ред: А чрезмерное внимание и опека могут привести к боязни темноты?
Е.А.: Каждый случай индивидуален, но такой вариант возможен. Если на ребенка возлагают большие надежды и заставляют много трудиться, он начинает бояться совершить ошибку и не угодить взрослым. Это может привести к состоянию напряженности, а позже – и развитию страхов.
Ред: Выходит, не следует отдавать ребенку все свободное время?
Е.А.: Важно чересчур не ограничивать действия ребенка. Малыш может не чувствовать себя полноценным, если он все время проводит только с родными. Не стоит изолировать его от общения с другими людьми, в том числе ровесниками.
Ред: Как помочь ребенку избавиться от страха темноты?
Е.А.: Важно уметь слушать и слышать ребенка, разговаривать с ним о его проблемах. Это поможет понять причину трудностей и, как результат, справиться с ними самостоятельно.
Ред: На ваш взгляд, какое главное правило нужно соблюдать родителям, чтобы помочь ребенку?
Е.А.: Нет универсального рецепта, каждый случай индивидуален, здесь важно верить ребенку. Если он говорит, что видит чудовище под кроватью, значит, он действительно его видит. Не следует стыдить свое чадо или ругать его, лучше постараться выслушать и понять. В противном случае мы рискуем показаться равнодушными к его неприятностям.
Ред: А надо ли подыгрывать?
Е.А.: Родителям не стоит притворяться, что они тоже видят чудовище. Может подойти такая фраза: «Мы не видим чудовище, но верим, что его видишь ты». Когда ребенку доверяют, ему становится спокойнее.
Ред: В таком случае, как правильно воспитывать ребенка?
Е.А.: Детей надо любить, а не воспитывать. Мы воспитываем их собственным примером. Понаблюдайте, как ваша дочь играет в куклы, какие фразы она при этом говорит, – возможно, вы увидите себя.
Ред: Какие фразы нельзя говорить детям?
Е.А.: Не нужно стыдить и высмеивать ребенка, иначе его самооценка может значительно снизиться. Не следует также ругать свое чадо, этим можно добиться кажущегося успеха, но проблема никуда не исчезнет. Родители подобным образом только снизят доверие к себе. В результате в следующий раз ребенок просто не станет рассказывать вам о неприятностях.
Ред: Влияет ли страх темноты на общение со сверстниками?
Е.А.: Только в тех случаях, когда страх становится навязчивым и ребенок даже днем не может ни о чем думать, кроме ночных кошмаров, его нервное состояние мешает нормальной беседе или игре. В такой ситуации следует обратиться к специалисту.
Ред: Какую терапию порекомендуете вы?
Е.А.: Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно помочь ребенку, стоит обратиться к специалисту, который определит, какого рода терапия подходит в конкретном случае.
Ред: Скажите, если внушать ребенку, что «его дом – его крепость» и никто его здесь не тронет, это не поможет преодолеть страх?
Е.А.: Одной фразы недостаточно. Необходимо изучить внутренний мир ребенка и не контролировать каждый его шаг, только тогда у него не будет причин для тревоги.
Я повторюсь: необходимо ребенка любить, понимать и принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Помните, ваш ребенок не лучший и не худший, он индивидуален и уникален. И сегодня он может стать лучше, чем вчера.
Беседовала Екатерина Лунева