«У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» – писал классик.
Проблема выбора профессии остро стоит в старших классах, но реально возникает раньше, когда начинается деление на профильные классы. Хорошо, если ребенок имеет определенные наклонности и способности к тому или иному предмету, необходимому для получения профессии. Но бывает и так, что он не знает, кем бы хотел стать, по всем предметам одинаково успевает, предпочтений нет. Тогда на помощь приходят родители.
Распространенные ошибки
Часто родители протестуют, когда ребенок меняет секцию или кружок, боятся, что он в будущем не будет доводить до конца ни одно дело. Не надо волноваться, чем больше ребенок попробует, тем лучше он узнает себя, свои сильные и слабые стороны, тем лучше сформирует свою идентичность. Иногда родители хотят, чтобы ребенок реализовал их несбывшиеся мечты. Например, мама мечтала стать пианисткой, но у нее это не получилось, она заставляет дочь учиться в музыкальной школе. Получится из девочки выдающийся музыкант? Не знаю, но детство испорчено, да и вряд ли потом эта девочка подойдет к инструменту. Принято гордиться семейными династиями. Все мы слышали слова: «У нас династия адвокатов!» Или: «У нас все врачи/ работают на этом заводе/ строители и т.д». Хорошо ли это? С одной стороны, конечно, да! Но при одном условии: если ребенок САМ захотел продолжить династию, если он не видит себя в другой сфере, если ему интересно все, связанное с данной профессией. Тем более, если в семье много говорят о работе, делятся опытом. В противном же случае формируется спутанная идентичность, получается специалист, не любящий то, чем он занимается, фактически несчастный человек, потому что на работе мы проводим большую часть нашей жизни. Много пользы от такого специалиста? Думаю, не очень.
Еще одна ошибка – выбор для ребенка престижной на данный момент профессии. Вот и получается переизбыток юристов, экономистов и т.д. Ведь на всех банков и нотариальных контор не хватает. Родители лучше других знают особенности личности своих детей, их физические кондиции. Можете представить гиперактивного ребенка будущим бухгалтером? Вряд ли! Ну и не надо ему на экономический факультет, он там затоскует. А вот репортером либо спасателем вполне может стать, или актером, если есть талант. Развивайте в детях их сильные стороны.
Самое главное, чтобы человек был удовлетворен своей работой и счастлив. Есть такое утверждение: «Стоит выбрать себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». И это верно, ведь любимое дело всегда приносит радость, а на работе мы проводим большую часть своей жизни.
Что могут сделать родители?
Еще в раннем детстве познакомьте малыша с разными профессиями. Сводите по возможности к себе на работу, расскажите о своей специальности. Позвольте пробовать разные виды деятельности, чтобы понять, к чему есть способности. Кто лучше мамы знает своих детей: гуманитарий он или технарь, интроверт или экстраверт, лидер или ведомый? Поэтому, если он не знает кем стать, но вы видите, что у него есть определенные способности – помогите с выбором, дайте совет. В школах формируются профильные классы, предложите ребенку поступить в такой класс, наймите репетитора по профильным предметам, или найдите соответствующие подготовительные курсы. Если же ребенок знает, кем стать, позвольте ему самому сделать выбор. Это его жизнь. Хочет быть поваром- пусть будет, несмотря на то, что в своих мечтах вы видели его фармацевтом! Самое главное, чтобы он был удовлетворен своей работой и счастлив. Есть такое утверждение, что стоит выбрать себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни. И это верно, ведь на работе мы проводим большую часть своей жизни.
И в заключение хочу сказать следующее: выбор профессии очень важен, но кто сказал, что это на всю жизнь? Известно, что Джек Лондон попробовал множество профессий прежде чем стал великим писателем. Неудачный выбор всегда можно изменить. Было бы желание!
Оксана Федоровна Суржина,
детский и подростковый психотерапевт Ökids (Вена),
семейный психолог, арт-терапевт,
директор ЦРЛД «КЛЯКСА»