Все давно согласились с простой истиной, что дети – цветы жизни! Но что делать, если эти цветы никак не желают расти послушными? И как правильно мотивировать ребенка на успех или заставить его сделать что-то нужное? Ответить на эти вопросы поможет детский психолог Яна Пожидаева.
Мотивация рублем
В моей практике часто встречаются родители, которые, чтобы достичь от своих детей положительного результата в ответ на то или иное свое требование, обещают им что-либо купить, а иногда и вовсе выплачивают деньги. Подобными приемами пользоваться ни в коем случае нельзя, ведь ничего, кроме циника и несчастного человека, в таком случае из ребенка не вырастет.
Ребенок, которому платят, – это, прежде всего, удобное для родителей существо. Придерживаться такой позиции, естественно, проще, чем постараться мотивировать на хороший поступок. Объяснить гораздо труднее, чем сказать: «У меня есть деньги. Давай я куплю тебе то, что ты хочешь, а ты сделаешь так, как мне нужно». Но ребенок, от которого «отмахиваются» деньгами, от таких отношений получает только вред.
Часто детям платят за то, чтобы они ходили в кружки и секции. В этом случае ребенок не может дифференцировать свои чувства, и он идет на эти занятия не потому что хочет, а потому, что ему за это родители купят вещь, которую он пожелает. Что из этого получается? Очень часто в зрелом возрасте такие люди совсем не понимают своих чувств. Они не осознают, чего хотят и чем им нужно заниматься. Это происходит потому, что когда-то родители платили им за действия, которые они должны были выполнять. А они, не задумываясь ни о чем, их выполняли. Отсюда у взрослых уже людей возникают депрессии из-за нелюбимой работы, поскольку работают они там, где могут получить что-то желаемое, но при этом то, что они чувствуют, никого волнует, в том числе и их самих.
Мотивация угрозой
Мотивировать ребенка угрозами отнять у него что-то или кричать на него за провинность – один из самых нежелательных вариантов.
Во-первых, многие дети действуют «от обратного». Если ребенку просто сказать, что он плохой или непослушный, то, вероятнее всего, он не исправится, а, наоборот повторит тот же поступок, чтобы «проверить» родителей и посмотреть, что же будет дальше.
Во-вторых, во время ругани ребенок не способен понять, что же он сделал не так и почему на него кричат. Каждый ребенок способен на серьезный разговор с родителями. А их задача — создать такую атмосферу, в которой их смогут услышать. Важно говорить о своих чувствах, например, так: «Ты сделал плохо, и мне от этого было очень неприятно». Дети понимают, что такое «неприятно», и начинают сами анализировать свои поступки. Это куда лучше, чем просто отругать ребенка, ничего ему не объяснив.
Мотивация сравнением
Самый применяемый способ мотивации у родителей – это сравнение с другими детьми. Чтобы повлиять на собственного ребенка, они ставят в пример девочку или мальчика, которые в чем-то лучше, и тем самым формируют у него неуверенность в себе, неспособность жить самостоятельной жизнью. Таким образом, родители не побуждают ребенка к хорошим поступкам, а просто не позволяют ему быть самим собой.
Мотивация собственным примером
Быть родителями – это большой труд и ответственность. Каждый день папа и мама должны работать в первую очередь над собой и своим поведением, потому что дети копируют то, что видят. Чтобы заставить ребенка взяться за книгу, нужно не наказывать его, а самому чаще браться за чтение, показывая своим примером, что это интересное занятие.
Вместе с ребенком нужно пробовать новые занятия и интересоваться, понравилось ли это ему, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор, а ни в коем случае не принуждая.
Договориться с детьми зачастую помогает игровая форма. Особенно эффективна она в воспитании детей дошкольного возраста, поскольку позволяет мотивировать ребенка сделать все необходимое: пойти погулять, помочь маме, убрать разбросанные игрушки. Родителям нужно лишь проявить изобретательность, чтобы заинтересовать ребенка и незаметно вовлечь его в полезное дело.
Анастасия Караваева