В последнее время родители придают огромное значение умственному развитию и образованию детей. Хотелось бы обратить их внимание при правильном выборе школы на следующие моменты:
- - каковы ожидания родителей и чего они хотят в конечном результате,
- - насколько хорошее образование можно получить в данной школе,
- - какой социальный статус учеников класса, ведь с ними придется общаться вашему ребенку.
Если вы хотите получить личностно-ориентированный подход к вашему ребенку, то наполняемость класса должна быть небольшой (15-20 человек), когда нужно правильно выбрать школу. В этом случае придется отказаться от школ, списочный состав которых превосходит эти значения. Если смотреть правде в глаза, то такое количество возможно, но если у вас нет возможности оплачивать частные школы, где количество детей ограничено и вы выбираете из числа государственных учреждений, то определяя ребенка в школу, родители полагают, что он получит определенные знания об окружающем мире, о себе, других людях, своих способностях, сохранит свое физическое и психическое здоровье.
Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, которая была лишена какого-либо регламента во времени, ребенок вынужден будет впервые столкнуться с некоторыми ограничениями. Все это требует от ребенка психологической перестройки, смены деятельности. Необходимо, чтобы учитель начальных классов учитывал индивидуальные способности первоклассников.
Приведу некоторые примеры:
Ребенок по темпераменту холерик, он очень активен и энергичен, у такого ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Очень трудно переключить его внимание с одного вида деятельности на другой. Он невнимателен и неусидчив. Представьте себе , что такой ребенок будет учиться у учителя с флегматическим темпераментом. Что может случиться, если учитель не отнесется к такому «живчику» с должным пониманием? Гиперактивный ученик будет раздражать учителя.
И наоборот:
У ребенка флегматический темперамент, с замедленной реакцией психических процессов и явлений. Такой ребенок обладает завидной усидчивостью он сразу включается в любое дело, у него высокая работоспособность, но переключение на другой вид активности займет у него какое-то время из-за свойственной ему заторможенности. Если учитель холерик по темпераменту и ведет урок в быстром темпе, то ученик-флегматик не будет поспевать за учителем. В результате он усвоит не весь материал. Обычно складывается ошибочное мнение о его обучаемости, приклеивается «ярлык» неуспевающего ученика.
Это самые распространенные примеры. Чтобы избежать таких ошибок, напрашивается совет: на начальном этапе обучения выбирайте УЧИТЕЛЯ, который подходит вашему ребенку. Одному ученику необходимы партнерский стиль обучения, другому не помешает более строгий учитель. В любом случае выбор за родителем.
Вот основные советы родителям при выборе школы:
- 1. Постарайтесь посетить школу и осмотреть помещения и классы, в которых занимаются дети. Если такая возможность не представилась (вас не пустили ссылаясь на занятость и т.п.) тогда в Интернете поищите форумы, посвящённые школам.
- 2. Найдите возможность познакомиться с учителями, которые будут работать с первоклассниками, постарайтесь завязать личную беседу, чтобы понять темперамент, стиль взаимодействия с учениками. Договоритесь о посещении урока, если вам это удалось, обратите внимание на реакцию учеников в ответ на поступки и просьбы учителя. Задайте себе вопрос: хотели бы вы отдать своего ребенка к такому учителю? Если учитель и дети общаются как партнеры, на уроке много положительных эмоций — это ваш учитель. И наоборот, если дети зажаты, бояться слово сказать, нет положительных эмоций — учитель авторитарен, он вашему ребенку не подходит.
- 3. Посмотрите как оснащена школа, есть ли спортивный, музыкальный залы, компьютерный класс, хорошая ли библиотека и т.д.
- 4. Каково взаимодействие школы и родителей.
Помните, что на развитие ребенка, в первую очередь, будет оказывать влияние семья, а уже потом школа.
Нравственные, этические нормы поведения закладываются в семье, а школа оказывает второстепенное воздействие на ребенка. Необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей, обмен мнениями. При таком взаимодействии ребенку будет комфортно и дома, и в школе.
Руководитель детского клуба "Мимимотик"
Анна Баринова
Отличная статья. Помоему это один из немногих материалов где затрагивается тема партнерских отношений учитель-ученик. К сожалению действительно в большей части отношение к ученикам менторское. И если есть возможность выбрать учителя это дорогого стоит.
Спасибо за хорошие советы.