Многие родители строят отношения с детьми на основе сложившихся стереотипов: «Я мать/отец. Я люблю своих детей, забочусь о них, хочу им добра. У меня больше жизненного опыта. Поэтому я имею право устанавливать порядки, требовать исполнения и наказывать, если результат не соответствует моим ожиданиям».
Основные ошибки
Родители устраивают с чадами борьбу за чистоту и порядок. Стоит заметить, что борьба эта, как правило, идет с переменным успехом: дети зачастую сопротивляются, не слушаются, грубят, отказываются выполнять просьбы и приказы родителей. В результате взаимные обиды нарастают, как снежный ком.
Происходит это потому, что метод принуждения всегда вызывает обратную реакцию. Были ли вы когда-нибудь уже готовы сделать что-либо, когда другой человек внезапно стал направлять вас, советовать выполнить то, что вы и так собрались сделать? Вероятно, ваша реакция была: «Я не нуждаюсь в том, чтобы мне об этом говорили». Вас стало раздражать, что другой человек не доверяет вам в достаточной степени и лишает шанса сделать что-нибудь по собственной инициативе.
Когда люди поступают так с вами, это в точности копирует то, что родители делают с детьми: они говорят им, что они должны делать, что им следовало бы сделать.
Приведем пример:
1) приказ, команда: «Уберешь эту грязь»;
2) предупреждение, угроза, предостережение: «Если ты не сделаешь уборку, то будешь наказан»; «Я рассержусь на тебя, если ты не наведешь порядок»;
3) уговаривание, призыв, мольба: «Всегда убирай за собой»;
4) советы, предложения, решения: «Разве ты не можешь положить вещи на место после того, как брал их?»
Этот тип поведения передает ребенку ваше решение, и именно то, что вы считаете он должен сделать. Вы не включаете его в решение.
Первый тип сообщений приказывает ребенку принять ваше решение; второй угрожает; третий уговаривает; четвертый советует.
Такая форма отношений может привести к следующим эффектам:
1) ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение;
2) ваше поведение несет следующий смысл: «Я не доверяю тебе в выборе решения»;
3) подобным образом вы сообщаете ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности («Ты делаешь нечто неприемлемое для меня, поэтому единственное решение — то, что я говорю»).
В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они теряют лицо. Отсюда — жалобы родителей на несамостоятельность детей. Но откуда она может взяться, если мамы и папы лишают их шанса сделать что-либо самому?
Другая ситуация, когда родители порицают, осуждают, критикуют и пристыжают за беспорядок.
Приведем пример:
1) осуждение, критика, порицание: «Ты несносный»; «Ты очень неаккуратный»;
2) высмеивание, обзывание, пристыживание: «Тебе должно быть стыдно»; «Ты свинья»;
3) интерпретация, диагноз, психоанализ: «Ты просто хочешь привлечь к себе внимание»; «Тебе нравится испытывать меня, пока я не сойду с ума»;
4) обучение, инструктирование: «Нехорошо разбрасывать вещи»; «Хорошие дети так не делают»; «А что, если я буду поступать так же?»
Подобное поведение показывает, что вы не одобряете ребенка как личность. Оно подрывает его самоуважение, подчеркивает неадекватность.
Вышерассмотренные примеры вызывают следующие эффекты:
1) дети испытывают чувство вины и угрызения совести, когда их оценивают или порицают;
2) они чувствуют, что родители несправедливы: «Я не сделал ничего плохого»; «Я не хотел сделать плохо»;
3) дети переживают, что их не любят, чувствуют себя отвергнутыми: «Меня не любят, потому что я не убрал игрушки»;
4) они часто возвращают бумеранг родителям: «Ты сам не всегда аккуратен»;
5) возникает чувство неадекватности, уменьшается самоуважение. Это действует разрушительно на развитие «я», самооценку ребенка и становится помехой во взрослой жизни.
Мамин помощник
Отказаться от принуждения и научиться преподносить мягко, собственным примером, без настойчивых напоминаний и просьб — сложно, но эффективно при приучении ребенка к порядку. Это должно получаться легко, как бы само собой. Существует много способов поддержания чистоты в доме.
Вот некоторые из них:
- приспособьте для поддержания порядка большую коробку и храните ее в чулане. Каждый может положить в нее любой предмет, найденный в доме не на своем месте, включая вещи, принадлежащие отцу и матери. Чтобы извлечь из коробки предмет, который вдруг понадобился, нужно предварительно опустить в специальную банку-копилку символическую плату за оказанную услугу. В конце месяца собранные деньги вынимаются, и семья устраивает себе небольшой праздник;
- на семейном собрании составьте список домашних обязанностей. Пусть каждый выберет то, что ему предстоит делать на следующей неделе. На очередном совете происходит смена и чередование домашних обязанностей;
- хорошо зарекомендовал себя метод, ограничивающий наведение порядка в доме заранее установленными временными рамками.
По окончании определенного времени все, как правило, справляются со своей работой и устраивают семейный праздник.
Масштабы коллективной работы, проделанной в столь короткие сроки, зачастую просто поражают своей грандиозностью! Родители, использующие метод скоростной уборки, говорят, что раньше дети тяжело вздыхали каждый раз, когда слышали о том, что пора наводить порядок дома. А теперь засекают время и сразу принимаются за дело, как только услышат знакомую команду: «На старт, внимание, марш!».
Важно помнить, что в своей комнате ребенок должен иметь право обращаться с пространством по личному усмотрению. Понятно, что идеального порядка в подобном случае ждать не придется. Но ваше слишком ревностное отношение к чистоте в его комнате может вызвать у ребенка отчуждение от нее. Ему дороже всего постоянство и стабильность. И у крохи есть свои представления о том, где и что должно лежать в его комнате. Но, конечно же, даже в этом случае полностью идти на поводу у чада нельзя, и порядок в его комнате наводить надо. Но прежде, чем затеять «перепланировку» места нахождения игрушек, согласуйте это с ребенком и помогите ему. Ведь, несмотря ни на что, ваш малыш – самый необыкновенный и лучший ребенок на свете!
Татьяна Александровна Окшина,
педагог-психолог