City-portal » Все о детях » Воспитание » Как приучить ребенка к порядку

Как приучить ребенка к порядку

Многие родители строят отношения с детьми на основе сложившихся стереотипов: «Я мать/отец. Я люблю своих детей, забочусь о них, хочу им добра. У меня больше жизненного опыта. Поэтому я имею право устанавливать порядки, требовать исполнения и наказывать, если результат не соответствует моим ожиданиям».

Основные ошибки

Родители устраивают с чадами борьбу за чистоту и порядок. Стоит заметить, что борьба эта, как правило, идет с переменным успехом: дети зачастую сопротивляются, не слушаются, грубят, отказываются выполнять просьбы и приказы родителей. В результате взаимные обиды нарастают, как снежный ком.

Происходит это потому, что метод принуждения всегда вызывает обратную реакцию. Были ли вы когда-нибудь уже готовы сделать что-либо, когда другой человек внезапно стал направлять вас, советовать выполнить то, что вы и так собрались сделать? Вероятно, ваша реакция была: «Я не нуждаюсь в том, чтобы мне об этом говорили». Вас стало раздражать, что другой человек не доверяет вам в достаточной степени и лишает шанса сделать что-нибудь по собственной инициативе.

Когда люди поступают так с вами, это в точности копирует то, что родители делают с детьми: они говорят им, что они должны делать, что им следовало бы сделать.

Приведем пример:

1) приказ, команда: «Уберешь эту грязь»;

2) предупреждение, угроза, предостережение: «Если ты не сделаешь уборку, то будешь наказан»; «Я рассержусь на тебя, если ты не наведешь порядок»;

3) уговаривание, призыв, мольба: «Всегда убирай за собой»;

4) советы, предложения, решения: «Разве ты не можешь положить вещи на место после того, как брал их?»

Этот тип поведения передает ребенку ваше решение, и именно то, что вы считаете он должен сделать. Вы не включаете его в решение.

Первый тип сообщений приказывает ребенку принять ваше решение; второй угрожает; третий уговаривает; четвертый советует.

Такая форма отношений может привести к следующим эффектам:

1) ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение;

2) ваше поведение несет следующий смысл: «Я не доверяю тебе в выборе решения»;

3) подобным образом вы сообщаете ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности («Ты делаешь нечто неприемлемое для меня, поэтому единственное решение — то, что я говорю»).

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они теряют лицо. Отсюда — жалобы родителей на несамостоятельность детей. Но откуда она может взяться, если мамы и папы лишают их шанса сделать что-либо самому?

Другая ситуация, когда родители порицают, осуждают, критикуют и пристыжают за беспорядок.

Приведем пример:

1) осуждение, критика, порицание: «Ты несносный»; «Ты очень неаккуратный»;

2) высмеивание, обзывание, пристыживание: «Тебе должно быть стыдно»; «Ты свинья»;

3) интерпретация, диагноз, психоанализ: «Ты просто хочешь привлечь к себе внимание»; «Тебе нравится испытывать меня, пока я не сойду с ума»;

4) обучение, инструктирование: «Нехорошо разбрасывать вещи»; «Хорошие дети так не делают»; «А что, если я буду поступать так же?»

Подобное поведение показывает, что вы не одобряете ребенка как личность. Оно подрывает его самоуважение, подчеркивает неадекватность.

Вышерассмотренные примеры вызывают следующие эффекты:

1) дети испытывают чувство вины и угрызения совести, когда их оценивают или порицают;

2) они чувствуют, что родители несправедливы: «Я не сделал ничего плохого»; «Я не хотел сделать плохо»;

3) дети переживают, что их не любят, чувствуют себя отвергнутыми: «Меня не любят, потому что я не убрал игрушки»;

4) они часто возвращают бумеранг родителям: «Ты сам не всегда аккуратен»;

5) возникает чувство неадекватности, уменьшается самоуважение. Это действует разрушительно на развитие «я», самооценку ребенка и становится помехой во взрослой жизни.

Мамин помощник

Отказаться от принуждения и научиться преподносить мягко, собственным примером, без настойчивых напоминаний и просьб — сложно, но эффективно при приучении ребенка к порядку. Это должно получаться легко, как бы само собой. Существует много способов поддержания чистоты в доме.

Вот некоторые из них:

- приспособьте для поддержания порядка большую коробку и храните ее в чулане. Каждый может положить в нее любой предмет, найденный в доме не на своем месте, включая вещи, принадлежащие отцу и матери. Чтобы извлечь из коробки предмет, который вдруг понадобился, нужно предварительно опустить в специальную банку-копилку символическую плату за оказанную услугу. В конце месяца собранные деньги вынимаются, и семья устраивает себе небольшой праздник;

- на семейном собрании составьте список домашних обязанностей. Пусть каждый выберет то, что ему предстоит делать на следующей неделе. На очередном совете происходит смена и чередование домашних обязанностей;

- хорошо зарекомендовал себя метод, ограничивающий наведение порядка в доме заранее установленными временными рамками.

По окончании определенного времени все, как правило, справляются со своей работой и устраивают семейный праздник.

Масштабы коллективной работы, проделанной в столь короткие сроки, зачастую просто поражают своей грандиозностью! Родители, использующие метод скоростной уборки, говорят, что раньше дети тяжело вздыхали каждый раз, когда слышали о том, что пора наводить порядок дома. А теперь засекают время и сразу принимаются за дело, как только услышат знакомую команду: «На старт, внимание, марш!».

Важно помнить, что в своей комнате ребенок должен иметь право обращаться с пространством по личному усмотрению. Понятно, что идеального порядка в подобном случае ждать не придется. Но ваше слишком ревностное отношение к чистоте в его комнате может вызвать у ребенка отчуждение от нее. Ему дороже всего постоянство и стабильность. И у крохи есть свои представления о том, где и что должно лежать в его комнате. Но, конечно же, даже в этом случае полностью идти на поводу у чада нельзя, и порядок в его комнате наводить надо. Но прежде, чем затеять «перепланировку» места нахождения игрушек, согласуйте это с ребенком и помогите ему. Ведь, несмотря ни на что, ваш малыш – самый необыкновенный и лучший ребенок на свете!

Татьяна Александровна Окшина,
педагог-психолог

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий