Тайны человеческого мозга уже многие века будоражат умы ученых. Как мозг управляет внутренними системами организма, чем обусловлено рождение гениев и есть ли границы у возможностей человека? Все эти вопросы исследуются не только в научных, но и сугубо практических целях – для раскрытия способностей и достижения качественно иного уровня жизни.
Нужная информация обычно бывает такой нелишней и, увы, быстро теряемой. Случайные листочки, блокноты, пропадающие телефоны – все это приводит к тому, что значительную часть своей жизни мы пытаемся вспомнить, что хотели сделать, о чем читали, или где потеряли. Сегодня ухудшение концентрации внимания и памяти – это не только проблемы взрослых, у многих они начинаются еще в школьном возрасте. Ученик, пытающийся угнаться за регулярными порциями знаний, занимается «зубрежкой» и, в итоге, теряет качество восприятия информации.
К счастью, сегодня доказано, что мозг можно развить в любом возрасте, а память быстро поддается корректировке. Представьте себе, например, человека с моментальным запоминанием… Цифры, номера телефонов, лица, факты, нюансы договоров, обучение – любая информация фиксируется «на лету», причем ее точность не поддается сомнению.
Хотелось бы вам получить такие навыки? Забыть, наконец, о случайных записях и вечном страхе, что вы не вспомните что-то очень важное? Моментальная память – это помощник в учебе, возможность самообразования, карьерный рост, повышение вашей ценности как работника. Это огромная экономия времени и ваш шанс на активную и интересную жизнь.
Как запомнить больше? И как научить этому своих детей? О вопросах запоминания мы поговорим с директором Школы интеллект-пилотажа АС Андреем Смирновым.
МВ: Итак, как же научиться запоминать больше?
АС: Интересный вопрос. А зачем это нужно? Есть куча справочников, в том числе, в интернете, где всегда можно посмотреть необходимую информацию. Плюс, сейчас даже многие дети пользуются смартфонами. С другой стороны, есть красивая притча на эту тему. В приемный зал императора великого государства входит министр образования. Министр почти вбегает, так ему не терпится рассказать новости! «О великий государь! Мы изобрели письменность! Теперь можно все записывать, и не надо запоминать!» На что император с грустью отвечает: «Чему ты радуешься, премудрый? До этого люди были вынуждены помнить, теперь они будут реже включать свои мозги. А любая функция организма тренируется под нагрузкой».
МВ: А в какой империи это происходило?
АС: Той империи уже нет. Я не могу утверждать, что ее погубила письменность. В то же время, постоянное использование гаджетов по делу и без губит мозг и в частности, перегружает память. Даже Стив Джобс ограничивал, сильно ограничивал своих детей в пользовании компьютером.
МВ: Что же происходит с памятью под большой нагрузкой?
АС: Нашу память можно представить в виде сосуда, например, кастрюли. Оперативная память – довольно ограниченная по объему кастрюля. Если мы начинаем наливать больше, чем может поместиться в ней, вы же понимаете, что произойдет? Наша «оперативка» устроена таким образом, что залитое в нее некоторое время назад начнет выливаться, и мы станем это забывать. Поэтому крайне важно ограничивать себя и своих детей в количестве воспринимаемой информации. Мы же знаем, что если будем много есть, рано или поздно поправимся. Более того, порой мы вспоминаем, что разная еда несет разную энергию (при этом, некоторые виды еды вносят только эмоциональную энергию). Что тоже, наверное, хорошо. Просто важно соблюсти баланс «пустого и твердого».
Есть разные виды памяти. Сегодня мы обычно используем «память фактов» и логическое мышление. Когда мы выходим ранним весенним утром в лес и нас окружает поток птичьих трелей, жужжание шмеля, жуков и пчел, море запахов. Описать это словами довольно сложно. А вот вспомнить свои ощущения легче, и после, кадр за кадром «раскрутить картинку».
МВ: Все вокруг говорят, что надо больше читать, а как считаете вы?
АС: В данном случае мы будем говорить о фильтрации информации. Посмотрите, что сейчас читает большинство людей! Насколько я понимаю, это новостные ленты в социальных сетях и комментарии друзей. Причем, год от года на это тратится все больше времени. Яркие картинки, которые публикуются в сетях, для нашего мозга – своего рода наркотик, и может легко затянуть. Я вчера случайно обратил внимание, что состою в 430 группах «ВКонтакте». Если я буду тратить по одной минуте на просмотр каждой из групп каждый день, то это займет более 7 часов! Только ради того, чтобы вкратце ознакомиться с новостями. А еще есть другие социальные сети. А еще сообщения друзей и клиентов. Я к тому, что сегодня мы сталкиваемся с резким увеличением объема информации, и нашей памяти все труднее справляться с этим. Когда на лекциях или тренингах я спрашиваю у слушателей по поводу динамики их памяти за последние три года, все больше людей отмечают негативные изменения. В основном, это именно из-за избытка информации.
МВ: И что же делать? Где выход?
АС: Я не знаю, пытаюсь нащупать. Мы можем, конечно, натренировать скорость усвоения информации, даже поднять ее в разы. В принципе, ребенку этого «за глаза» хватит для успешной учебы. Меня сейчас больше волнует то, что нужно детям для счастья.
Наблюдал, как некоторые родители включают мультики только ради того, чтобы их чадо скушало больше супа за обедом. Этого бы я точно не посоветовал, подобная практика приводит к деконцентрации, а как раз умения концентрироваться сейчас многим детям и не хватает. Когда начинаешь «подтягивать» этот показатель, улучшается и способность запоминать. Сколько раз наблюдал это на тренинге по уверенности.
Для улучшения запоминания хорошо работает систематика (порядок в мыслях, как порядок в комнате). Тех же вещей в шкаф можно поместить гораздо больше, если они разложены по полочкам. И в памяти укладывается больше, если «сделаны стеллажи». Когда мы обучаем чему-то нашего ребенка (особенно тому, что ему интересно), то как раз учим его строить такие стеллажи. Интерес – это вообще ключевое слово практически в любом обучении.
По одной магической традиции, насчитывается семь сторон света. Четыре из них более-менее известны, но еще есть верх и низ, и главная, седьмая – вглубь себя. Там все ответы, там открывается ларчик мудрости и счастья. Так получается, что сегодняшний поток информации сбивает нас с этого пути. И мы все больше отходим от послания, начертанного на дельфийском оракуле: «Познай себя».
С памятью это тоже работает. Если мы поэкспериментируем с разными видами запоминания, то обязательно нащупаем тот «волшебный способ», который поможет именно вашему ребенку научиться запоминать больше.