Дисграфия и дислексия: характеристика заболеваний

Дисграфия и дислексия: характеристика заболеваний

Автор: Юлия Витальевна Голядкина, логопед-дефектолог, директор центра ЛогоМед

Данные нарушения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, полноценным зрением и слухом, у которых не сформированы некоторые психические процессы. Заболевания могут не проявляться в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладением письмом и чтением.

Дисграфия и дислекия. Как они связаны?

Дисграфия – это стойкое нарушение письма, т.е. в письменных работах ребенка повторяются одни и те же ошибки. А наличие стойких повторяющихся ошибок при чтении называется дислексия. Оба нарушения происходят на уровне нервной системы и, как правило, наблюдаются у ребенка одновременно.

Первые симптомы нарушений

Основными симптомами дисграфии и дислексии являются трудности овладения навыков чтения и письма. Однако, существует ряд других показательных симптомов:

1. Большое количество ошибок при выполнении письменных работ, причем ошибки спецефические, на первый взгляд «глупые». Если звукопроизношение у ребенка нарушено, то ребенок пишет по типу «как говорит, так и пишет».Так же можно наблюдать слитное написание многих слов, пропуски и замены букв, не обозначенную мягкость на письме и т.д.

2. Низкая скорость чтения и письма.

3. Неразборчивый, неровный почерк. Письменные работы выполняются небрежно, с исправлениями.

4. Плохое запоминание слов и рифм.

5. Ребенок часто не понимает того, что прочитал.

6. Плохое планирование своей деятельности и понимание (выполнение) просьб.

7. При чтении и письме быстро устает, пытается избежать этих видов деятельности.

8. В речи часто не может строить длинные предложения и предпочитает излагаться кратко.

9. Нарушение координации движений, неуклюжесть.

10. Проблемы с математикой, т.к.ребенок не понимает прочитанное условие задачи.

Причины нарушений

У родителей таких детей возникает вопрос: «Что же происходит с ребенком? Почему он не может научиться читать и писать, как его сверстники?»

Зачастую взрослые считают ошибки на письме, которые постоянно делает ребенок, нелепыми и объясняют их личностными качествами ребенка: не умеет слушать объяснение учителя, невнимательный при письме и т.д. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: от родовой травмы и инфекции мамы во время беременности до запущенности воспитания. Но чаще всего причина таких нарушений кроется в органическом поражении зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения и письма. Очень часто дисграфия и дислексия встречаются у детей с ММД (минимальной мозговой дисфункцией), с ЗПР (задержкой психо-речевого развития), с ОНР (общим недоразвитием речи), с СДВ (синдром дефицита внимания).

По статистике, 5-8% дисграфиков и дислексиков имеют генетическую предрасположенность, т.е. данный вид нарушений может передаться ребенку по наследству от родителей.

Ребенок, у которого выявлены дисграфия и дислексия, не сможет писать и читать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов.

Диагностика заболеваний

При диагностике дисграфии анализируются письменные работы ребенка, оценивается общее речевое развитие, состояние речевой и общей моторики. Используются специальные тесты, диктанты, переписывание готового текста, даются задания на проверку фонематического слуха, и т.д. При диагностике дислексии у ребенка проверяется уровень техники и скорости чтения, понимание прочитанного текста, способность ответить на вопросы по тексту и возможность пересказа.

Самое главное на этапе диагностики – выявить причину, которая лежит в основе этих нарушений и начать работу по устранению данной проблемы. В некоторых случаях ребенку рекомендуется пройти обследование у невролога,т.к. нарушение чтения и письма часто связаны со сбоями в работе головного мозга.

Методы профилактики

Прежде всего нужно отнестись внимательно к своему ребенку. Если ребенок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения и ему сложно построить предложение – он попадает в группу риска. В таком случае необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с ребенком должен как логопед, так и родители.

Если у ребенка наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключить врача невролога для медикаментозной помощи ребенку.

Я с большим уважением отношусь к родителям детей, которые приходят ко мне на прием с малышами 3-х, 4-х лет, чтобы узнать у логопеда соответствует ли норме речевое развитие ребенка, а также что бы получить рекомендации и советы по выявленным проблемам. Это очень важно, потому что своевременная логопедическая диагностика поможет предупредить и скорректировать вовремя различные расстройсва речи, в том числе дисграфию и дислексию.

Можно ли вылечить дисграфию и дислексию?

В России не принято считать такие нарушения болезнью. Это не болезнь, это состояние или особенность человека.

При определенных усилиях логопеда, родителей, невролога и самого ребенка эти нарушения можно скорректировать и вылечить. Это подтверждают известные люди, у которых была дисграфия и они ее победили: Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Альберт Энштейн. Конечно, это не быстрый процесс, могут потребоваться месяцы и годы что бы полностью преодолеть трудности с нарушением речи и письма. Специалистами разработано ряд эффективных методик и упражнений для устранения нарушений чтения и письма.

Основная работа ведется логопедом: этот специалист проводит упражнения на развитие обоих полушарий головного мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Ведется работа над развитием речи в целом. Развиваются память, мыслительные процессы, слуховое восприятие. Невролог назначает медикаментозное лечение. Иногда необходимо принимать специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность. Правильно подобранные препараты помогут ребенку побыстрее справиться с трудностями.

Насколько опасны эти нарушения?

Для здоровья и организма ребенка эти нарушения не опасны, но они могут негативно отразиться на успеваемости в школе и на психологическом состоянии ученика. Ведь зачастую в таких случаях учителя обвиняют детей в лености, небрежности, невнимательности. Заканчиваются такие истории печально. А в 9 классе учащиеся проходят ОГЭ (основной государственный экзамен), ученику с дисграфией справиться с экзаменом по русскому языку, на мой взгляд, невозможно.

Поэтому, если в дошкольном возрасте логопедические проблемы не будут устранены, то дисграфия и дислексия проявят себя. Как логопед, с уверенностью говорю, что во взрослом возрасте такие нарушения устранить намного проблематичнее.

А родителям детей, у которых выявлены дисграфия и дислексия, нужно проявить понимание и тактичность, ведь ошибки происходят не по вине ребенка. Родителям нужно как можно раньше обратиться к специалистам, которые помогут скорректировать недостатки в самый ранний срок.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий